Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
+7 (921) 249-00-00 (другие регионы РФ)

Понятие рекламы

Реклама - это информация о товарах, работах, услугах, изготовителях и ряде других объектов (кроме запрещенных к рекламе). Основные ее признаки - адресована всем (неопределенному кругу лиц), имеет обычно коммерческие цели (например, продвижение товара на рынке). Исключение - социальная реклама, у которой иные, общественно полезные, цели (благотворительность и др.).

К рекламе предъявляется множество требований, как общих, так и специальных по видам рекламы. За их нарушение установлена ответственность, в том числе административная. Штрафы для юрлиц могут достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Не всякая информация о ваших товарах или компании является рекламой и подпадает под требования к рекламе. Например, к ней не относится информация, которую вы обязаны довести до потребителя в силу закона.

Что такое реклама

Реклама - это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Реклама может быть направлена на привлечение внимания к следующим объектам рекламирования (ч. 3 ст. 2, п. 2 ст. 3 Закона о рекламе):

• товарам, то есть продуктам деятельности (в том числе работам, услугам), предназначенным для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона о рекламе);

• средствам индивидуализации юридического лица и (или) товара;

• изготовителю или продавцу товара (исполнитель работ, услуг);

• результатам интеллектуальной деятельности;

• мероприятиям (в том числе спортивным соревнованиям, концертам, конкурсам, фестивалям, основанным на риске играм, пари).

Самостоятельным видом рекламы является социальная реклама. Она направлена не на продвижение на рынке или достижение иных коммерческих интересов, а на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе).

Что такое рекламные услуги

Законодатель не определяет, что такое рекламные услуги.

На практике обычно к рекламным относят услуги:

• по созданию (производству) рекламы, то есть по приведению информации полностью или частично в готовую для распространения в виде рекламы форму (услуги рекламопроизводителей по п. 6 ст. 3 Закона о рекламе);

• по распространению рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (услуги рекламораспространителей по п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Что не является рекламой

Если информация, которую вы распространяете, не соответствует признакам п. 1 или п. 11 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой ее признать нельзя. Законодательство о рекламе к такой информации не применяется. Такой вывод следует из ч. 1 ст. 2 Закона о рекламе. При этом распространение такой информации может подпадать под требования другого законодательства.

Так, не признается рекламой информация, которая указана в ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе (п. 2 Письма ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19), например:

• информация, которую вы обязаны раскрыть или распространить либо довести до потребителя в соответствии с федеральным законом (п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе), а также информация, которая обязательна к размещению в силу обычая делового оборота (п. 3 Письма ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58);

• объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Например, не является рекламой информация, направленная на привлечение внимания к деятельности некоммерческой организации, которая не является предпринимательской деятельностью, если такая информация распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств и адресована неопределенному кругу лиц (Письмо ФАС России от 24.05.2021 N АК/41745/21);

• политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).

Что понимается под политической рекламой

Понятие политической рекламы законодательством не определено.

К политической рекламе относится в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума. Закон о рекламе на политическую рекламу не распространяется (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).

Требования к предвыборной агитации и к агитации по вопросам референдума определены в том числе Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в частности, ст. ст. 48, 49 указанного Федерального закона), Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

Это самостоятельный вид информации, разрешенной к размещению (в том числе к размещению на рекламных конструкциях) помимо рекламы и социальной рекламы. Такая позиция встречается в административной практике (Определение Новгородского УФАС России от 28.05.2021 N 053/05/19-382/2021).

Каким требованиям должна соответствовать реклама

Общие требования к рекламе сформулированы в ст. 5 Закона о рекламе. В частности, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама, как и недостоверная реклама, запрещена (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

Не допускается использование и распространение скрытой рекламы в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции (ч. 9 ст. 5 Закона о рекламе).

Что такое скрытая реклама

Скрытая реклама - это реклама, которая оказывает неосознаваемое воздействие на сознание потребителей рекламы. В частности, такое воздействие могут оказывать специальные видеовставки и иные подобные методы. Использование и распространение скрытой рекламы в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции не допускается. Это следует из ч. 9 ст. 5 Закона о рекламе.

Например, скрытой рекламой может быть признана демонстрация в программе новостей сюжета о сети магазинов с информацией об условиях продажи товаров (в том числе со скидкой) или размещение в информационном материале товара определенной марки. Такая позиция встречается в административной практике (Решения Тульского УФАС России от 31.01.2017 N 02-03/01-2017, Ямало-Ненецкого УФАС России N 03-01/21/10-2018).

Реклама не должна злоупотреблять доверием и недостатком опыта несовершеннолетних. Это следует из ст. 6 Закона о рекламе.

Не допускается реклама товаров и иных объектов рекламирования, перечисленных в ст. 7 Закона о рекламе (в частности, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий, медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности и др.).

Специальные требования и ограничения могут устанавливаться к отдельным видам рекламы, в том числе к отдельным способам распространения рекламы, техническим средствам размещения рекламы (например, к рекламным конструкциям, баннерам) (гл. 2 Закона о рекламе) или к рекламе отдельных видов товаров (гл. 3 Закона о рекламе).

По общему правилу специальные требования и ограничения, установленные к рекламе отдельных видов товаров, распространяются и на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов (ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе).

Нарушение законодательства о рекламе в установленных случаях влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством, законодательством об административных правонарушениях, а также иные меры ответственности (ч. 1, 4, 5 ст. 38 Закона о рекламе).

Например, превышение допустимого законодательством объема рекламы в периодических печатных изданиях влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 руб. до 7 000 руб., а на юридических лиц - от 40 000 руб. до 100 000 руб. (ч. 3 ст. 14.3 КоАП РФ). Штраф за нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи составит для должностных лиц от 10 000 руб. до 20 000 руб., а для юридических лиц - от 200 000 руб. до 500 000 руб. (ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ).

Реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Закона о рекламе). Если антимонопольный орган признает вашу рекламу ненадлежащей, он выдаст предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе с указанием о прекращении распространения такой рекламы (ч. 1, 3 ст. 36 Закона о рекламе).

Лица, чьи права и интересы нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, и др. (ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе).

Что такое баннер

Что такое баннер, законодательство не определяет.

В самом общем смысле можно сказать, что баннер - это носитель информации. Это может быть как цифровой носитель, так и печатный материал. Например, в таком смысле данный термин используется во Временном руководстве ВОЗ от 20.05.2020.

Информация, которую вы размещаете на баннере, может носить рекламный характер. В этих случаях эта информация, а также баннер как средство размещения рекламы должны соответствовать требованиям законодательства о рекламе, иначе вас могут привлечь к ответственности (ст. 38 Закона о рекламе).

Например, если на печатном баннере помимо сведений, которые должны размещаться на вывеске, вы разместили информацию о своих товарах (работах, услугах), а также с учетом других обстоятельств (в том числе цели размещения сведений, внешнего вида конструкции, ее характера, размера и места расположения), такой баннер могут признать рекламной конструкцией. И если он не соответствует требованиям законодательства, вас привлекут к административной ответственности.

Такая позиция встречается в судебной практике (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 N 14АП-5753/2018).

Какие существуют виды рекламы

Для целей правового регулирования выделяют различные виды рекламы по разным критериям, в частности:

1) по способу распространения рекламы выделяют, например, рекламу в телепрограммах и телепередачах, рекламу в радиопрограммах и радиопередачах, рекламу при кино- и видеообслуживании, а также другие виды рекламы (ст. ст. 14 - 20 Закона о рекламе);

2) по объекту рекламирования выделяют, например, рекламу алкогольной продукции, рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности, рекламу ценных бумаг, а также другие виды рекламы (ст. ст. 21 - 30.2 Закона о рекламе);

3) по цели (направлению) рекламы можно выделить в том числе:

• рекламу, которая направлена на продвижение на рынке товаров, работ, услуг и других объектов рекламирования (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Это реклама для коммерческих целей;

• рекламу, которая направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Это социальная реклама (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе);

• спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона о рекламе). Ее цель прорекламировать того, кто дал средства или обеспечил их предоставление, и лишь опосредованно - его продукцию или его деятельность.

Какая реклама является социальной

Социальная реклама - это информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, адресованная неопределенному кругу лиц и распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе). Социальная реклама в сети Интернет по общему правилу дается с пометкой "Социальная реклама" (ч. 3.19 ст. 10 Закона о рекламе).

Социальная реклама не преследует коммерческих целей, не формирует интереса к товару для его продвижения на рынке (Письмо ФАС России от 02.11.2021 N КТ/93622/21).

Заказчиками работ, услуг по производству и распространению социальной рекламы могут быть в том числе органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 10 Закона о рекламе).

По общему правилу в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах (ч. 4 ст. 10 Закона о рекламе).

Исключение составляют следующие случаи (ч. 4 ст. 10 Закона о рекламе):

1) в социальной рекламе, которая распространяется в сети Интернет, должна содержаться информация о рекламодателе социальной рекламы, а также о сайте, странице сайта в сети Интернет, где размещена информация об этом рекламодателе (ч. 3.19 ст. 10 Закона о рекламе). Это правило не распространяется на сайты в сети Интернет, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий, а также на телеканалы и (или) радиоканалы (ч. 3.20 ст. 10 Закона о рекламе);

2) в социальной рекламе допустимо упоминать (ч. 5 ст. 10 Закона о рекламе):

• об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления;

• о спонсорах (информация о спонсорах приводится с соблюдением ограничений по времени или объему, установленных ч. 6 ст. 10 Закона о рекламе);

• о социально ориентированных некоммерческих организациях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей;

• о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Все вопросы »
« Назад
Нужна консультация юриста по закону о рекламе?
Задайте вопрос юристу