Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
8 (800) 300-4920 (другие регионы РФ)

Аудиторская проверка денежных средств

Аудиторская проверка денежных средств осуществляется в соответствии с программой аудиторской проверки с применением аудиторских процедур (их сочетания), определяемых аудитором на основании своего профессионального суждения.

Аудит денежных средств проводится с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части данных о денежных средствах (п. п. 3, 11 Международного стандарта аудита 200 (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н (далее - Приказ N 2н)), ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Задачи аудиторской проверки денежных средств

Основные задачи аудита денежных средств:

1) оценка полноты и своевременности отражения операций с денежными средствами в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

2) оценка организации ведения аналитического учета денежных средств;

3) оценка корректности пересчета остатка денежных средств на валютных счетах, в кассе организации в рубли по курсу Банка России (на дату совершения операции по валютному счету, кассовых операций в иностранной валюте и на каждую отчетную дату либо по мере изменения курса валюты) и правильности определения возникающих в связи с этим курсовых разниц (п. п. 5 - 8, 11, 13 ПБУ 3/2006, утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н);

4) оценка правильности документального оформления операций с денежными средствами;

5) оценка системы внутреннего контроля за движением денежных средств;

6) оценка соблюдения порядка ведения кассовых операций и лимита расчетов наличными денежными средствами (Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов");

7) оценка соблюдения порядка применения ККТ при осуществлении расчетов;

8) оценка соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) при осуществлении операций с денежными средствами (п. 2 ст. 7, п. п. 2.1, 3 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ, п. 3.2 ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 307-ФЗ, Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2005 N 82, Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 N ИС-аудит-22).

Аудиторские процедуры

Предметом аудиторской проверки денежных средств является соблюдение аудируемым лицом законодательства в части организации и ведения учета денежных средств, подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Проверка достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности осуществляется с помощью аудиторских процедур.

Сбор аудиторских доказательств производится в соответствии с Международным стандартом аудита 500 "Аудиторские доказательства" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом N 2н) (далее - МСА 500).

Для получения аудиторских доказательств при проведении аудита денежных средств могут использоваться следующие аудиторские процедуры (п. A2 МСА 500):

• запрос;

• инспектирование;

• наблюдение;

• подтверждение;

• пересчет;

• повторное выполнение;

• аналитические процедуры.

Процедура инспектирования может проводиться, например, в отношении следующих документов (п. A14 МСА 500):

• учетной политики и графика документооборота;

• внутренних нормативных документов организации, регламентирующих порядок выдачи средств под отчет, контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью;

• договоров о полной материальной ответственности кассира организации;

• списка подотчетных лиц;

• списка лиц, принимающих решение о выдаче денежных средств под отчет;

• приказов об установлении размера суточных и лимита на возмещение расходов на проезд, проживание в командировках;

• документов, по которым денежные средства выдавались под отчет (служебных записок, заявлений работников, приказов о направлении в командировку и т.п.).

Процедура "Наблюдение" при аудите денежных средств означает изучение аудитором процесса, выполняемого другими лицами (персоналом аудируемого лица), например проведения инвентаризации денежных средств, выполнения контрольных действий (п. A17 МСА 500).

Процедура "Внешнее подтверждение" - получение аудитором аудиторского доказательства непосредственно от третьей (подтверждающей) стороны в виде ответа в письменной форме или на электронном носителе либо на ином носителе информации.

Например, подтверждение банком остатков по расчетным счетам, подтверждение контрагентами аудируемого лица условий договоров (дополнительных соглашений к ним), получение акта сверки расчетов, ответа на запрос от гостиниц и других юридических лиц, оказывающих услуги командированным работникам (п. A18 МСА 500, Международный стандарт аудита 505 "Внешние подтверждения" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом N 2н)).

Решение аудитора о выборе аудиторских процедур основывается на его профессиональном суждении

Противоречия в данных, полученных от аудируемого лица и внешних источников, могут быть основанием для увеличения количества аудиторских процедур.

Проведенные процедуры и полученные аудиторские доказательства должны быть отражены в рабочих документах аудитора. Их форма и порядок заполнения определяются методологией, разработанной аудитором, аудиторской организацией.

Программа аудиторской проверки денежных средств

Планирование не является отдельным этапом аудита, а осуществляется непрерывно. При планировании аудита учитывается опыт проверок аудируемого лица, изменение в обстоятельствах, возникших в ходе проведения аудита (п. п. A1, A2 Международного стандарта аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом N 2н) (далее - МСА 300)).

Планирование аудита включает в себя разработку общей стратегии аудита и составление плана аудита (п. 2 МСА 300).

Одним из направлений аудиторской проверки является проверка денежных средств

План аудита определяет характер, сроки и объем планируемых процедур оценки рисков, характер, сроки и объем запланированных последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок, прочих запланированных аудиторских процедур (п. 9 МСА 300).

На практике при составлении плана аудиторской проверки денежных средств обычно указываются перечень задач аудиторской проверки, конкретные аудиторские процедуры, необходимые для аудита денежных средств, а также сроки и конкретный исполнитель.

Аудитор может воспользоваться стандартными аудиторскими программами или контрольными перечнями, составленными с учетом конкретных обстоятельств аудиторского задания (п. п. A19, A21 МСА 300).

Все вопросы »
« Назад
Нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу