Письмо Банка России от 03.08.2020 N 03-40-4/5671
Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы, касающиеся правомерности в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве отказа банков в приеме к исполнению исполнительных документов по возникшим до введения моратория требованиям к должникам, попавшим под мораторий на возбуждение дел о банкротстве.
Согласно пп. 1 п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения судебных актов и актов других органов отнесены к компетенции Минюста России.
В Минюст России был сделан запрос по вопросу о праве банков в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве отказывать в приеме исполнительных документов по возникшим до введения моратория требованиям к должникам, попавшим под мораторий о возбуждении дел о банкротстве.
Согласно ответу Минюста России вопросы, касающиеся исполнения банками полученных непосредственно от взыскателей исполнительных документов о взыскании денежных средств с должников, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не регламентированы.
В связи с тем что оперативное разрешение рассматриваемого вопроса имеет важное практическое значение для банков, организация работы которых в настоящее время осложнена необходимостью принятия мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) [1], возможно ли вернуться к рассмотрению данного вопроса в части оценки правомерности отказа банков в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве в приеме к исполнению полученных непосредственно от взыскателей исполнительных документов по возникшим до введения данного моратория требованиям к должникам, подпавшим под мораторий на возбуждение дел о банкротстве (далее - исполнительные документы под мораторием)?
[1] Осложнения в том числе связаны с ограниченной численностью персонала банков (необходимость соблюдения режима самоизоляции, карантина и временная нетрудоспособность, вызванные заболеванием COVID-19) и ограниченными техническими возможностями дистанционной работы, осуществляемой сотрудниками банков на дому.
Как было верно отмечено Минюстом России, данный вопрос действующим законодательством не урегулирован.
На наш взгляд, отказ банков в приеме исполнительных документов под мораторием является правомерным, поскольку в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве они не подлежат исполнению [2].
Целесообразности в принятии банками на исполнение исполнительных документов под мораторием до окончания срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве не усматривается, поскольку банки, не имея возможности их исполнить, будут вынуждены нести отдельные расходы, связанные с организацией хранения исполнительных документов под мораторием и контроля за их исполнением по истечении срока действия моратория.
К сожалению, впоследствии банки будут вынуждены компенсировать данные расходы за счет увеличения стоимости банковских продуктов, что будет в силу текущей экономической ситуации не очень благоприятным для любой категории их клиентов.
[2] Статья 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020.
Таким образом, полагаем, что отказ в принятии банками в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве исполнительных документов под мораторием не будет противоречить требованиям действующего законодательства; позволит технически облегчить труд сотрудников банков, работающих в условиях, осложненных борьбой с новой коронавирусной инфекцией, и не увеличивать стоимость банковских продуктов; а также исключит риски неисполнения исполнительных документов по окончании срока действия моратория.
Как следует из ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В связи с вышеизложенным какова позиция Банка России по вопросу о возможности применения мер ответственности к кредитным организациям по ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за отказ в принятии банками в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве полученных непосредственно от взыскателей исполнительных документов о взыскании денежных средств с должников, на которых распространяется данный мораторий?
Ответ:
Банк России рассмотрел письмо от 26.06.2020 по вопросу правомерности отказа кредитных организаций в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве в приеме к исполнению исполнительных документов (по возникшим до введения моратория имущественным требованиям к должникам, подпавшим под мораторий), а также возможности применения к кредитным организациям мер по статье 74 Федерального закона N 86-ФЗ [1] и сообщает следующее.
[1] Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона N 127-ФЗ [2] на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория [3].
[2] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
[3] (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 229-ФЗ [4] исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях, предусмотренных федеральным законом.
[4] Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Из подпункта 9 пункта 1 статьи 40 Федерального закона N 229-ФЗ следует, что в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона N 127-ФЗ, исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем. Порядок исполнения банками полученных непосредственно от взыскателей исполнительных документов о взыскании денежных средств с должников, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, Федеральным законом N 229-ФЗ не предусмотрен [5].
[5] Соотносится с позицией Минюста России, изложенной в письме от 15.06.2020 N 04-67264/10.
Вместе с тем в последнем абзаце ответа на вопрос 11 Обзора N 2 [6] Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона N 229-ФЗ.
[6] Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020).
Оценка возможности прямого применения указанной позиции Верховного Суда Российской Федерации кредитными организациями в рамках исполнения требований подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона N 127-ФЗ, статьи 8 Федерального закона N 229-ФЗ находится вне компетенции Банка России, закрепленной в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
По правилам статьи 74 указанного Закона Банк России применяет меры за нарушение федеральных законов и нормативных актов Банка России.
В рассматриваемой ситуации ответственность кредитных организаций находится в плоскости отношений, регулируемых Федеральным законом N 229-ФЗ (статьи 113, 114), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 332).
Согласно пункту 1.2 Инструкции N 188-И [7] Банк России не имеет право применять к кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) меры, предусмотренные частями первой - шестой статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в случае если нарушения федеральных законов выявлены в отношении норм, надзор (контроль) за соблюдением кредитными организациями (головными кредитными организациями банковских групп) которых отнесен к компетенции иных надзорных (контролирующих) органов.
[7] Инструкция Банка России от 21.06.2018 N 188-И "О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Д.В. ТУЛИН