Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
+7 (921) 249-00-00 (другие регионы РФ)

Определение Верховного Суда РФ № 222-КГ21-1-К10 от 22 апреля 2021 года

теги:

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Крупнова И.В., судей Воронова А.В. и Дербилова О.А., при секретаре Максимовой Е.А.

с участием истца Смирнова О.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Смирновой Н.К. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя главы администрации города Байконура - Красюковой М.А. и представителя Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» (далее - Комиссия по переселению) - Шатравко М.И.,

на определение Кассационного военного суда от 24 июля 2020 г. по гражданскому делу № 2-9574/19 по исковому заявлению Смирнова Олега Валентиновича к главе администрации города Байконура и Комиссии по переселению о признании незаконным решения об отказе во включении его в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 (далее - ведомственная целевая программа).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дербилова О.А., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления истца Смирнова О.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Смирновой Н.К., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением 26 гарнизонного военного суда от 23 октября 2019 г. исковое заявление Смирнова удовлетворено.

Суд признал незаконным решение Комиссии по переселению от 29 июля 2019 г. об отказе во включении Смирнова в состав участников ведомственной целевой программы на 2020 год и возложил на главу администрации города Байконура и Комиссию по переселению обязанность повторно рассмотреть заявление Смирнова, а также признать его участником указанной ведомственной целевой программы на 2020 год при отсутствии иных препятствий, не указанных в обжалуемом решении Комиссии по переселению.

Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 28 января 2020 г. решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении искового заявления Смирнова отказано.

Определением Кассационного военного суда от 24 июля 2020 г. апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 января 2020 г. отменено и оставлено в силе решение 26 гарнизонного военного суда от 23 октября 2019 г.

В кассационной жалобе представители главы администрации города Байконура и Комиссии по переселению просят отменить определение суда кассационной инстанции по делу и оставить в силе решение суда апелляционной инстанции.

В обоснование этой просьбы авторы кассационной жалобы ссылаются на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в определении от 23 апреля 2020 г. № 917-O, согласно которой Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219 предусмотрены жилищные льготы для определённых категорий граждан, в том числе исходя из характера деятельности организаций, в которых эти граждане осуществляли трудовую деятельность на территории иностранного государства, и их связи с Российской Федерацией и (или) администрацией города Байконура. Оснований для включения Смирнова в число участников ведомственной целевой программы не имеется, поскольку он не относится к указанным категориям граждан.

Действовавшие ранее нормативные предписания также предоставляли право на получение субсидии для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета лишь гражданам, прибывшим на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса «Байконур» организации, которые финансировались за счёт средств федерального бюджета.

Утверждают, что истец не имел права на обеспечение государственным жилищным сертификатом и на основании Положения о порядке учёта граждан Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих отселению с комплекса «Байконур», утверждённого постановлением главы администрации города Байконура от 11 февраля 2009 г. № 08 (далее - Положение от 11 февраля 2009 г. № 08), поскольку не прибывал для работы в организациях, финансируемых за счёт федерального бюджета.

Ссылка суда кассационной инстанции на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. № 8-П необоснованна, поскольку оно не относится к рассматриваемым в рамках данного дела правоотношениям.

Кроме того, истец сохраняет право на обеспечение жильём на территории Российской Федерации за счёт федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 2005.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2021 г. кассационная жалоба представителей главы администрации города Байконура и Комиссии по переселению с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит определение суда кассационной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Кассационным военным судом при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Смирнов и члены его семьи решением городской жилищной комиссии комплекса «Байконур» по отселению граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации от 31 мая 2012 г. на основании Положения от 11 февраля 2009 г. № 08 приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих отселению с комплекса «Байконур».

В связи с изданием Президентом Российской Федерации Указа от 18 мая 2018 г. № 219 «О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации» Положение от 11 февраля 2009 г. № 08 признано утратившим силу и принято Положение «О порядке учёта граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты, и выдачи им государственных жилищных сертификатов», утверждённое постановлением главы администрации города Байконура от 16 ноября 2018 г. № 623 (далее - Положение от 16 ноября 2018 г. № 623).

29 июля 2019 г. Комиссия по переселению, рассмотрев заявление Смирнова, отказала ему во включении в состав участников ведомственной целевой программы на 2020 год на основании подп. «в» п. 2 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219, то есть в связи с непредставлением истцом документов, подтверждающих долю участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконура не менее 50 % в уставных капиталах организаций, в которых он осуществлял трудовую деятельность.

При этом Комиссия по переселению не учла Смирнову трудовой стаж с 12 сентября 1994 г. по 1 марта 1999 г. в МО ОАО «Специальный трест №1», с 13 апреля 1999 г. по 5 мая 2000 г. и с 1 августа 2000 г. по 23 мая 2005 г. в ХСМУ ЗАО «Кислородмонтаж», с 7 июля 2005 г. по 31 октября 2006 г. и с 7 августа 2007 г. по 18 мая 2018 г. в БФ ЗАО «Спецкриогенмонтаж», с 1 ноября 2006 г. по 3 августа 2007 г. в ООО «МС Сервис», так как не были представлены указанные выше документы о доле участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконура в уставных капиталах этих организаций.

Отменяя апелляционное определение и оставляя в силе решение суда первой инстанции, Кассационный военный суд исходил из того, что Смирнов правомерно принят на жилищный учёт в соответствии с Положением от 11 февраля 2009 г. № 08, последующее же изменение правового регулирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219 не может рассматриваться в качестве основания для лишения его права на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, что подтверждается позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. № 8-П.

Такие выводы суда кассационной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально - экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе издавать указы, в том числе согласно чч. 2 и 3 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие жилищные правоотношения.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219, принятым в порядке реализации указанных конституционных положений, предусмотрены жилищные льготы для определённых категорий граждан, в том числе исходя из характера деятельности организаций, в которых эти граждане осуществляли трудовую деятельность на территории иностранного государства, и их связи с Российской Федерацией и (или) администрацией города Байконура.

Согласно пп. 1, 2, 3, 7 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219, настоящим Положением определяется порядок предоставления социальных выплат подлежащим переселению с территории комплекса «Байконур» гражданам Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации) и членам их семей, имеющим гражданство Российской Федерации, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.

Социальные выплаты для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации (далее - социальные выплаты) предоставляются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

К гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым жильём в указанном порядке, относятся, в том числе граждане, имеющие на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219 общий стаж работы и (или) службы в календарном исчислении не менее 10 лет в расположенных (располагавшихся) на территории комплекса «Байконур» территориальных органах и (или) подразделениях федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органах, администрации города Байконура (администрации города Ленинска), профсоюзных органах (в случае замещения должностей профсоюзными работниками, освобождёнными от замещения должностей в государственных органах и организациях вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы), российских организациях ракетно-космической промышленности (их филиалах и представительствах), государственных, муниципальных организациях, доля участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконура в уставном капитале которых составляет не менее 50 %, организациях (их филиалах и представительствах) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и филиале названной Корпорации.

Право граждан Российской Федерации и членов их семей на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом ранее действовавшее правовое регулирование данной сферы жилищных гарантий, в частности подп. «д» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 г. № 561, предусматривало, что правом на получение субсидии на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета обладали граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса «Байконур» организации, которые финансировались за счёт средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе «Байконур», основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией города Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья на территории Российской Федерации.

Таким образом, ранее, как и в настоящее время, одним из условий для возникновения указанного права являлась трудовая деятельность граждан в организациях, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, что свидетельствует о преемственности правового регулирования в этой сфере и отсутствии оснований для вывода об изменении условий для обеспечения государственным жилищным сертификатом, в результате чего Смирнов утратил соответствующее право.

Данный вывод соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 апреля 2020 г. № 917-О.

Документы об осуществлении трудовой деятельности в организациях, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, в том числе о доле участия в их уставном капитале Российской Федерации и (или) администрации города Байконура, Смирнов в Комиссию по переселению не представил, то есть не подтвердил наличие у него права на обеспечение жильём путём предоставления государственного жилищного сертификата.

Необходимость работы в организациях, финансируемых за счёт федерального бюджета, для получения государственного жилищного сертификата, была также предусмотрена и Положением от 11 февраля 2009 г. № 08, на основании которого Смирнов принимался на жилищный учёт.

При этом предметом судебного разбирательства по данному делу является отказ во включении Смирнова в программу, предусматривающую обеспечение жильём именно в указанной форме (путём предоставления государственного жилищного сертификата).

Кроме того, согласно позиции ответчиков, оставление Смирнова на жилищном учёте в администрации города Байконура сохраняет возможность на реализацию его жилищных прав путём предоставления жилого помещения на территории Российской Федерации в порядке, не связанном с участием в ведомственной целевой программе. Пребывание на таком жилищном учёте Смирнов подтвердил в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации.

При таких данных решение об отказе во включении Смирнова в состав участников ведомственной целевой программы соответствует требованиям закона и прав истца не нарушает.

Допущенные судом кассационной инстанции нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого определения Кассационного военного суда от 24 июля 2020 г. и оставления в силе апелляционного определения 2-го Западного окружного военного суда от 28 января 2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
определила:

определение Кассационного военного суда от 24 июля 2020 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Смирнова Олега Валентиновича к главе администрации города Байконура и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» отменить.

Оставить в силе по данному делу апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 января 2020 г.

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу