Меню
8 (8182) 49-00-00
Заказать звонок

Постановление Конституционного Суда РФ № 573-О/2019 от 12 марта 2019 года

Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 573-О/2019 от 12 марта 2019 года

о прекращении производства по делу о проверке конституционности пункта 11 статьи 46 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» в связи с жалобой Ярославского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

город Санкт-Петербург

12 марта 2019 года  

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

рассмотрев вопрос о прекращении производства по делу о проверке конституционности пункта 11 статьи 46 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» в связи с жалобой Ярославского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»,

установил:

1. Конституционный Суд Российской Федерации в заседании, состоявшемся 15 января 2019 года, принял к рассмотрению жалобу Ярославского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 11 статьи 46 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (в редакции Закона Ярославской области от 4 мая 2018 года № 15-з), согласно которому, в частности, на выборах в Ярославскую областную Думу, а также в представительные органы муниципальных образований Ярославской области с образованием одномандатных округов единый список кандидатов должен быть разбит на территориальные группы кандидатов, соответствующие территориям и номерам одномандатных избирательных округов; каждая территориальная группа кандидатов должна иметь порядковый номер и наименование, которое соответствует наименованию соответствующего одномандатного округа; число территориальных групп должно соответствовать числу образованных одномандатных избирательных округов по соответствующему избирательному округу; в каждую территориальную группу кандидатов включается не более 5 кандидатов.

Как следует из представленных материалов, решением Ярославского областного суда от 11 июля 2018 года (оставлено без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2018 года) удовлетворены административные исковые заявления избирательных объединений «Ярославское региональное отделение Политической партии «ЛДПР - Либерально-демократическая партия России» и «Ярославское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 июня 2018 года № 74/453-6 «О заверении списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ярославское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу».

Решением Ярославского областного суда от 27 июля 2018 года (оставлено без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2018 года), принятым по административному исковому заявлению избирательного объединения «Ярославское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России», признано незаконным и отменено постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 11 июля 2018 года № 78/493-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ярославское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу».

В обоих случаях основанием для признания незаконными и отмены указанных постановлений Избирательной комиссии Ярославской области послужило то, что в нарушение оспоренного законоположения число территориальных групп, на которые был разбит единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Ярославское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (23), не соответствовало числу образованных согласно части 2 статьи 14 Устава Ярославской области и пункту 2 статьи 36 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» для проведения выборов Ярославской областной Думы седьмого созыва одномандатных избирательных округов (25).

По мнению заявителя, пункт 11 статьи 46 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 13 (часть 3), 30 (часть 1), 32 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 76 (части 1, 2 и 5), поскольку - вопреки пункту 14 статьи 35 и подпункту «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 11 марта 2008 года № 4-П, - допускает отказ в заверении и регистрации единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, в случае, когда число территориальных групп в этом списке оказывается меньше установленного оспоренным законоположением, не предусматривая какой- либо возможности разумного уменьшения избирательным объединением числа таких групп на этапе выдвижения списка кандидатов.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 43 и статьей 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», конкретизирующими статью 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации прекращает производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению, в том числе установлено, что акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, из статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, согласно которой акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, и из части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», запрещающей с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, их применение или реализацию каким-либо иным способом, следует, что признание нормы неконституционной влечет такие же правовые результаты, как и ее отмена самим законодателем, т.е. отмена нормативного акта или отдельных его положений законодателем защищает конституционные права граждан столь же эффективно, как и признание этого акта или его положений противоречащими Конституции Российской Федерации, тем более что решения Конституционного Суда Российской Федерации обычно не имеют ретроактивного характера (определения от 4 июня 1998 года № 112-О, от 8 октября 1998 года № 139-О, от 18 декабря 2007 года № 935-О-О и др.).

Во время подготовки на основании статьи 49 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дела о проверке конституционности пункта 11 статьи 46 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» в связи с жалобой Ярославского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к рассмотрению (слушанию) Конституционному Суду Российской Федерации стало известно о принятии Закона Ярославской области от 18 февраля 2019 года № 1-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (вступил в силу 9 марта 2019 года), которым оспоренное законоположение изложено - в целях приведения в соответствие с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - в новой редакции. В частности, ею предусматривается, что при выдвижении избирательным объединением на выборах в Ярославскую областную Думу единого списка кандидатов он должен быть разбит на территориальные группы кандидатов, охватывающие территорию Ярославской области; территориальная группа кандидатов должна соответствовать одному или двум граничащим между собой одномандатным избирательным округам, причем один одномандатный избирательный округ не может входить более чем в одну территориальную группу кандидатов; каждая территориальная группа кандидатов должна иметь порядковый номер, а также наименование, которое соответствует наименованию (наименованиям) и номеру (номерам) соответствующего одномандатного избирательного округа (соответствующих одномандатных избирательных округов); число территориальных групп кандидатов определяется избирательным объединением и должно быть не более числа образованных одномандатных избирательных округов и не менее восьмидесяти процентов от числа образованных одномандатных избирательных округов, при этом минимальное число территориальных групп кандидатов должно составлять целое число, а в случае образования дробного числа минимальное число территориальных групп кандидатов округляется до целого в большую сторону.

Таким образом, оспоренное заявителем законоположение отменено решением самого регионального законодателя и утратило силу, а избирательные объединения, выдвигая на выборах в Ярославскую областную Думу единый список кандидатов, получили право самостоятельно определять в нем число территориальных групп кандидатов при условии, что это число должно быть не менее 20 и не более 25.

При таких обстоятельствах Конституционный Суд Российской Федерации - принимая во внимание, что по смыслу пункта 3 статьи 11, пункта 4 статьи 72, пункта 2 статьи 77 и пункта 3 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» пункт 11 статьи 46 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» в настоящее время не может продолжать применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия, - приходит к выводу об отпадении необходимых юридических оснований для проверки оспоренной заявителем нормы на соответствие Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 43, статьями 68 и 71, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности пункта 11 статьи 46 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (в редакции, утратившей силу) в связи с жалобой Ярославского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

2. Настоящее Определение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькин

№ 573-О

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу