Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
+7 (921) 249-00-00 (другие регионы РФ)

Определение Верховного Суда РФ № 26-КГ18-59 от 10 декабря 2018 года

теги:

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пчелинцевой Л.М., судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2018 г. гражданское дело по иску Цечоева Тимура Яхьяевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий,

по кассационной жалобе с дополнением к ней представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенностям Евлоевой М.Р., Курсаева А.В. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 11 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 8 февраля 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Цечоев Тимур Яхьяевич 31 июля 2017 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее также - МВД по Республике Ингушетия, ответчик) о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий.

В обоснование требований Цечоев Т.Я. ссылался на то, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации - в МВД по Республике Ингушетия, выполнял служебные задачи в условиях чрезвычайного положения и вооружённого конфликта.

Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 16 декабря 2004 г. удовлетворены требования Цечоева Т.Я. об обязании МВД по Республике Ингушетия зачесть периоды фактического выполнения им служебных задач по ликвидации последствий осетино - ингушского конфликта октября - ноября 1992 г. в выслугу лет в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за три месяца.

10 марта 2006 г. МВД по Республике Ингушетия Цечоеву Т.Я. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии [___] № [___], дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Письмом временно исполняющего обязанности начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 21 июля 2017 г. Цечоев Т.Я. был уведомлен о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия) проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Цечоеву Т.Я. без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращены ежемесячные денежные выплаты как ветерану боевых действий, которая производится через Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее также - ОПФР по Республике Ингушетия) и группу пенсионного отдела Центра финансового обеспечения МВД по Республике Ингушетия.

Истец также указал, что ему прекращено предоставление льготы как ветерану боевых действий в виде выплаты ежемесячного пособия на оплату жилого помещения.

Цечоев Т.Я. просил суд признать незаконным заключение проверки комиссии МВД по Республике Ингушетия в части признания недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий, восстановить его право на получение льгот и компенсаций как ветерана боевых действий с момента прекращения их предоставления.

Представитель ответчика МВД по Республике Ингушетия исковые требования Цечоева Т.Я. в суде не признал.

Представители министерства труда и социального развития Республики Ингушетия и ОПФР по Республике Ингушетия в судебное заседание суда первой инстанции не явились.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 11 сентября 2017 г. исковые требования Цечоева Т.Я. удовлетворены. Суд признал незаконным (недействительным) решение комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Цечоеву Т.Я., обязал МВД по Республике Ингушетия возобновить Цечоеву Т.Я. ежемесячные денежные выплаты на основании удостоверения ветерана боевых действий, предусмотренные статьёй 231 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», с даты прекращения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 8 февраля 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе и дополнениях к ней представителей МВД по Республике Ингушетия ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены названных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 1 августа 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 30 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истец Цечоев Т.Я., представители министерства труда и социального развития Республики Ингушетия и ОПФР по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и дополнений к ней, заслушав объяснения представителя МВД по Республике Ингушетия, явившегося в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Цечоев Т.Я. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации - в МВД по Республике Ингушетия.

10 марта 2006 г. МВД по Республике Ингушетия Цечоеву Т.Я. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии [___] № [___], дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

22 марта 2016 г. в МВД по Республике Ингушетия поступило письмо начальника Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 21 марта 2016 г., согласно которому в феврале 2008 г. сотрудниками МВД России в МВД по Республике Ингушетия была проведена проверка правомерности признания сотрудников и пенсионеров МВД по Республике Ингушетия ветеранами боевых действий, а также обоснованности зачёта в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении периода их участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г. По результатам проведённой проверки в МВД по Республике Ингушетия было выявлено около 1 000 человек, которым удостоверения ветерана боевых действий выданы без законных оснований. В письме содержалась просьба о необходимости принятия мер по лишению статуса ветерана боевых действий лиц, которым удостоверения ветерана боевых действий в МВД по Республике Ингушетия выданы без законных оснований.

Письмом заместителя начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от 1 августа 2016 г. на имя министра внутренних дел по Республике Ингушетия сообщалось, что Департаментом государственной службы и кадров МВД России при рассмотрении обращения ГУ МВД России по г. Москве по вопросу применения решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. и правомерности выдачи удостоверения ветерана боевых действий Евлоеву М.М. было выявлено, что до февраля 2008 г. МВД по Республике Ингушетия названное решение использовалось как судебное прецедентное решение в отношении неопределённого круга лиц. Однако в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся, решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. вынесено в отношении определённого круга лиц и не подлежит применению как прецедентное решение. В письме содержалась также просьба о проведении проверки наличия оснований для выдачи удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам МВД по Республике Ингушетия.

Письмом временно исполняющего обязанности начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 21 июля 2017 г. Цечоев Т.Я. был уведомлен о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия) проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Цечоеву Т.Я. без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращены ежемесячные денежные выплаты как ветерану боевых действий.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Цечоева Т.Я. о признании незаконным (недействительным) решения комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении истцу ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённую приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. № 282, пришёл к выводу о том, что приведёнными нормативными актами МВД по Республике Ингушетия было уполномочено только на выдачу удостоверений ветерана боевых действий, между тем полномочий по пересмотру и аннулированию ранее принятых решений о выдаче таких удостоверений ответчику не предоставлено.

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия, дополнив их суждением о том, что принятие государственным органом решения о присвоении гражданину определённого социального статуса влечёт за собой приобретение последним права на получение льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации, при этом право на решение вопроса о лишении гражданина предоставленных льгот этому органу не предоставлено. По мнению суда апелляционной инстанции, решение о лишении истца статуса ветерана боевых действий и о прекращении предоставления ему социальных гарантий как ветерану боевых действий могло быть принято только в судебном порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).

В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Статьёй 13 Федерального закона «О ветеранах» в подпунктах 1-5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезноортопедической помощи.

Статьёй 16 Федерального закона «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 231 этого федерального закона.

Статьёй 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведённых выше положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. № 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта данного удостоверения (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. № 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Названная инструкция, как указано в её пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медикосанитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание, при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.

Из приведённых нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определённой процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе центральный аппарат МВД России и территориальные органы МВД России.

Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.

Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведённых правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Положением о МВД по Республике Ингушетия, утверждённым приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).

Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утверждённом приказом МВД России от 26 июля 2017 г. № 535, установлено сходное приведённому правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).

В целях практической реализации норм Федерального закона «О ветеранах», постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. № 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).

К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено, в частности, рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).

Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. № 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от

17 августа 2018 г. № 26-КГ 18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. № 201, были внесены изменения, а именно его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.

Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена наличием у МВД по Республике Ингушетия обязанности по осуществлению проверки оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.

Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.

Между тем суды первой и апелляционной инстанций положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, и незаконности принятия комиссией МВД по Республике Ингушетия решения об аннулировании выданного Цечоеву Т.Я. удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий.

С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, и исходя из заявленных истцом требований, перечня подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержащегося в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для разрешения исковых требований Цечоева Т.Я. о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий являлось установление судом обстоятельств наличия у Цечоева Т.Я. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Цечоеву Т.Я. этого удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Цечоеву Т.Я. удостоверения ветерана боевых действий.

Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Цечоеву Т.Я. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судом не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем вывод суда об удовлетворении иска Цечоеву Т.Я. является неправомерным.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 11 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 8 февраля 2018 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой Магасский районный суд Республики Ингушетия.

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу