Меню
8 (8182) 49-00-00
Заказать звонок

Определение Верховного Суда РФ № 81-КГ19-7 от 16 сентября 2019 года

Дело № 81-КГ19-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2019 г. гражданское дело по иску Рябушевой Ирины Александровны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кемерово о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании пособия по уходу за ребёнком, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Рябушевой И.А. на решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 7 июня 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 сентября 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения Рябушевой И.А., её представителя адвоката Сотниковой Т.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кемерово Торгу шиной Н.В. о незаконности обжалуемых судебных постановлений, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления незаконными, подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Рябушева И.А. 7 мая 2018 г. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кемерово (далее - Управление МВД России по г. Кемерово) о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании пособия по уходу за ребенком, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований Рябушева И.А. ссылалась на то, что она проходила службу в должности инженера 2 категории информационно-аналитического отдела Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ по Кемеровской области (далее также - УФСКН России по Кемеровской области).

В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156) Рябушевой И.А. в порядке перевода была предложена должность инспектора (по делам несовершеннолетних) отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «ФПК» УМВД России по г. Кемерово на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет инспектора полиции Костиной Н.А., занимающей эту должность. При этом Управление МВД России по г. Кемерово сообщило Рябушевой И.А. о том, что после выхода Костиной Н.А. из отпуска по уходу за ребёнком Рябушевой И.А. будет предложена другая должность для прохождения службы в органах внутренних дел.

Учитывая, что каких-либо иных должностей Рябушевой И.А. в порядке перевода из УФСКН России по Кемеровской области не предлагалось, она была вынуждена согласиться на предложенную ей должность инспектора (по делам несовершеннолетних) отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «ФПК» Управления МВД России по г. Кемерово.

30 июня 2016 г. Рябушевой И.А. на имя председателя ликвидационной комиссии УФСКН России по Кемеровской области был подан рапорт об увольнении со службы в органах наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, в связи с переводом в другой государственный орган.

Приказом председателя ликвидационной комиссии УФСКН России по Кемеровской области от 30 июня 2016 г. № ____ Рябушева И.А. была уволена со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, в связи с переводом в другой государственный орган.

7 июля 2016 г. между Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области и Рябушевой И.А. был заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в должности инспектора (по делам несовершеннолетних) отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «ФПК» Управления МВД России по г. Кемерово на период отпуска по уходу за ребёнком майора полиции Костиной Н.А.

С 4 сентября 2017 г. Рябушева И.А. находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

6 апреля 2018 г. Рябушевой И.А. было получено письмо Управления МВД России по г. Кемерово, содержащее уведомление от 23 марта 2018 г. о её предстоящем увольнении из органов внутренних дел с 2 апреля 2018 г. по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по истечении срока контракта в связи с выходом из отпуска по уходу за ребёнком майора полиции Костиной Н.А.).

Приказом начальника Управления МВД России по г. Кемерово от 28 марта 2018 г. № ____ капитан полиции Рябушева И.А. с 2 апреля 2018 г. уволена со службы в органах внутренних дел по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по истечении срока контракта).

11 апреля 2018 г. Рябушева И.А. обратилась с рапортом на имя начальника ГУ МВД России по Кемеровской области о приведении ее увольнения в соответствие с законом и предоставлении ей должности для дальнейшего прохождения службы, на который ответа не получено.

Рябушева И.А. считает увольнение незаконным, поскольку изначально, при приёме её на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из УФСКН России по Кемеровской области, Управлением МВД России по г. Кемерово было допущено нарушение порядка перевода сотрудника на службу в другой государственный орган в связи с ликвидацией ФСКН России, так как Управление МВД России по г. Кемерово обязано было заключить с ней контракт о прохождении службы в органах внутренних дел на тех же условиях, на которых она проходила службу в упразднённом органе.

Ввиду того, что УФСКН России по Кемеровской области контракт с Рябушевой И.А. был заключён на неопределённый срок, Управление МВД России по г. Кемерово обязано было заключить с ней контракт о службе в органах внутренних дел также на неопределённый срок.

Кроме того, как полагает Рябушева И.А., Управлением МВД России по г. Кемерово был нарушен порядок её увольнения со службы из органов внутренних дел: она не была своевременно уведомлена о расторжении контракта, беседа с ней по поводу увольнения не проводилась, перевод на иные должности не предлагался, на момент увольнения Рябушева И.А. сама находилась в отпуске по уходу за ребёнком и увольнение из органов внутренних дел лишило её права на получение пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, с приказом об увольнении Рябушева И.А. не ознакомлена, трудовая книжка Управлением МВД России по г. Кемерово ей не возвращена.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также статьи 261, 394 Трудового кодекса Российской Федерации, Рябушева И.А. (с учётом ходатайства об уточнении заявленных требований в порядке, предусмотренном статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) просила суд признать незаконным и отменить приказ Управления МВД России по г. Кемерово от 28 марта 2018 г. № ____, восстановить её на службе и зачислить в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы либо восстановить на службе в органах внутренних дел в прежней должности, взыскать с Управления МВД России по г. Кемерово в её пользу пособие по уходу за ребёнком в размере 16 500 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Ответчик в суде первой инстанции иск не признал.

Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 7 июня 2018 г. в удовлетворении исковых требований Рябушевой И.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 сентября 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Рябушевой И.А. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы Рябушевой И.А. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 13 мая 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 1 августа 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представитель третьего лица - ГУ МВД России по Кемеровской области, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ МВД России по Кемеровской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Рябушева И.А. проходила службу в УФСКН России по Кемеровской области, занимала должность инженера 2 категории информационно-аналитического отдела.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой службы, а также штатная численность (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).

В связи с упразднением ФСКН России Рябушевой И.А. в порядке перевода была предложена должность инспектора (по делам несовершеннолетних) отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «ФПК» УМВД России по г. Кемерово на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет инспектора полиции Костиной Н.А., занимающей эту должность, в связи с чем 14 июня 2016 г. Рябушева И.А. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением о рассмотрении её документов с целью изучения возможности приёма на службу в органы внутренних дел Российской Федерации для замещения названной должности.

30 июня 2016 г. на имя председателя ликвидационной комиссии УФСКН России по Кемеровской области Рябушевой И.А. был подан рапорт об увольнении со службы в органах наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, в связи с переводом в другой государственный орган.

Приказом председателя ликвидационной комиссии У ФСКН России по Кемеровской области от 30 июня 2016 г. № 5-лс/лк капитан полиции Рябушева И.А., находящаяся в распоряжении УФСКН России по Кемеровской области, была уволена со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, в связи с переводом в другой государственный орган.

7 июля 2016 г. между ГУ МВД России по Кемеровской области и Рябушевой И.А. был заключён контракт о прохождении Рябушевой И.А. службы в органах внутренних дел в должности инспектора (по делам несовершеннолетних) отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «ФПК» Управления МВД России по г. Кемерово на период отпуска по уходу за ребёнком майора полиции Костиной Н.А.

В пункте 8 названного контракта в числе дополнительных условий указано, что контракт считается расторгнутым по выходу из отпуска по уходу за ребёнком майора полиции Костиной Н.А.

Приказом ГУ МВД России по Кемеровской области от 20 июля 2016 г. № 1646 л/с Рябушева И.А. в порядке перевода с 7 июля 2016 г. назначена на должность инспектора (по делам несовершеннолетних) отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «ФПК» УМВД России по г. Кемерово по контракту на период отпуска по уходу за ребёнком основного сотрудника - майора полиции Костиной Н.А.

Приказом Управления МВД России по г. Кемерово от 25 августа 2017 г. № ____ Рябушевой И.А. с 4 сентября 2017 г. по 16 июня 2020 г. предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» назначено пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет до 16 декабря 2018 г.

Судом также установлено, что 13 марта 2018 г. инспектором (по делам несовершеннолетних) отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «ФПК» УМВД России по г. Кемерово майором полиции Костиной Н.А. на имя начальника Управления МВД России по г. Кемерово был подан рапорт, в котором она просила считать её приступившей к исполнению служебных обязанностей по выходу из отпуска по уходу за ребёнком с 2 апреля 2018 г.

Как следует из приказа Управления МВД России по г. Кемерово от 15 марта 2018 г. № ____, на основании рапорта от 13 марта 2018 г. Костина Н.А. считается приступившей к службе по выходу из отпуска по уходу за ребёнком с 2 апреля 2018 г.

23 марта 2018 г. Управление МВД России по г. Кемерово направило Рябушевой И.А. уведомление о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по истечении срока контракта) в связи с выходом из отпуска по уходу за ребёнком майора полиции Костиной Н.А., к которому были приобщены уведомление об увольнении со службы в органах внутренних дел от 20 марта 2018 г., лист индивидуальной беседы о предстоящем увольнении, представление к увольнению со службы.

Данное уведомление получено Рябушевой И.А. 6 апреля 2018 г.

Приказом начальника Управления МВД России по г. Кемерово от 28 марта 2018 г. № ____ капитан полиции Рябушева И.А. уволена со службы в органах внутренних дел по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по истечении срока действия срочного контракта) с 2 апреля 2018 г.

11 апреля 2018 г. Рябушева И.А. обратилась с рапортом на имя начальника ГУ МВД России по Кемеровской области о приведении её увольнения в соответствие с законом и предоставлении ей должности для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, на который ответа ею не было получено.

Разрешая спор и отказывая Рябушевой И.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании пособия по уходу за ребёнком, компенсации морального вреда, суд первой инстанции сослался на положения статей 20, 22, 86 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и исходил из того, что с Рябушевой И.А. был заключён срочный контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, окончание которого определено событием - выходом из отпуска по уходу за ребёнком основного сотрудника - инспектора (по делам несовершеннолетних) отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «ФПК» Управления МВД России по г. Кемерово майора полиции Костиной Н.А. Поскольку такое событие (выход из отпуска по уходу за ребенком основного сотрудника) наступило, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заключённый с Рябушевой И.А. контракт подлежал расторжению в связи с истечением срока контракта.

При этом суд первой инстанции указал, что приём сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением ФСКН России, осуществлялся с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учётом исключений, определённых Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», положения которых не исключают возможность руководителя органа внутренних дел при наличии согласия лица, принимаемого на службу в органы внутренних дел, выраженного в письменной форме, заключить с ним контракт на срок, необходимый для замещения должности временно отсутствующего сотрудника, за которым его должность сохраняется.

Суд первой инстанции также отметил, что Рябушева И.А., давая согласие на заключение контракта на определённый срок, изначально знала о его прекращении при наступлении оговоренного контрактом события - выхода основного сотрудника из отпуска по уходу за ребёнком; возможность же прекращения срочного контракта для исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника ранее времени предполагаемого окончания периода отсутствия основного сотрудника, в частности при досрочном прекращении по инициативе сотрудника отпуска по уходу за ребёнком, обусловлена необходимостью защиты прав временно отсутствующего основного сотрудника.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа).

Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).

Согласно подпункту «а» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом.

Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается (подпункт «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).

Подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, предусмотрено, что сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.

Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного указа, до 1 июня 2016 г.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № З05-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № ЗО5-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трёх месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № З05-ФЗ в том числе предусмотрено, что с сотрудниками органов наркоконтроля, переведёнными на службу в органы внутренних дел, с которыми ранее заключён контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения предельного возраста, контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается на неопределённый срок.

С сотрудниками органов наркоконтроля, переведёнными на службу в органы внутренних дел, не подпадающими под положения части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № ЗО5-ФЗ, контракт заключается на срок, предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № ЗО5-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 ноября 2017 г. № 31-П, положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и подпункта «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приёме на службу в органы внутренних дел в упрощённом порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трёх месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел; не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощённом порядке и по истечении трёх месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (то есть не позднее трёх месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу (пункт 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2017г. № 31-П).

Из изложенных норм материального права в их системной взаимосвязи и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в связи с упразднением ФСКН России был установлен упрощённый порядок приёма сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а именно: в срок до 1 июня 2016 г. в отношении сотрудников органов наркоконтроля должны быть проведены организационно¬штатные мероприятия, в ходе которых сотрудники, изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, подлежали увольнению из органов наркоконтроля в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в срок не позднее 31 мая 2016 г., их приём на службу в органы внутренних дел должен быть произведён в течение трёх месяцев с момента увольнения без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора. Истечение установленного трёхмесячного срока с момента увольнения сотрудников из органов наркоконтроля не препятствовало их поступлению на службу в органы внутренних дел в упрощённом порядке при условии, что они своевременно (то есть не позднее трёх месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу.

Кроме того, приведённое правовое регулирование не предполагает отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении ФСКН России изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приёме на службу в органы внутренних дел в упрощённом порядке при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел. С этими сотрудниками заключается контракт о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределённый срок или срочный контракт в зависимости от того, какой ранее контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля был с ними заключён.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Основания возникновения и изменений правоотношений на службе в органах внутренних дел установлены статьёй 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

Так, согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключённого в соответствии с названным федеральным законом. Контракт вступает в силу со дня, определённого приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено этим федеральным законом.

Контракт - это соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Статьёй 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ определены виды и срок действия контракта.

Контракт может заключаться на неопределённый срок или на определённый срок (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Контракт, заключённый на неопределённый срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, за исключением случаев, установленных названным законом (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Пунктом 2 части 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ определено, что контракт на определённый срок (срочный контракт) заключается с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или с сотрудником органов внутренних дел для замещения должности временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с этим законом или другими федеральными законами сохраняется должность в органах внутренних дел, — на период отсутствия сотрудника.

В частях 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ содержится указание на то, что вакантной должностью в органах внутренних дел является должность, не замещаемая другим сотрудником органов внутренних дел; невакантной должностью - должность, замещаемая другим сотрудником органов внутренних дел.

Из изложенного следует, что должность временно отсутствующего сотрудника органов внутренних дел не является вакантной и на замещение этой должности с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или с сотрудником органов внутренних дел заключается срочный контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.

Таким образом, если сотрудник упразднённой ФСКН России изъявил желание поступить на службу в органы внутренних дел и подал рапорт с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156, в отношении этого сотрудника не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность его поступления на службу в органы внутренних дел, и ранее с ним в органах наркоконтроля был заключён контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения им предельного возраста, то данный сотрудник имеет право на заключение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределённый срок. Такое правовое регулирование предоставляет возможность сотруднику упразднённой ФСКН России продолжить службу в органах внутренних дел, не ухудшая свой правовой статус и материальное положение, а также отвечает требованиям справедливости и равенства.

Однако приведённые нормативные положения судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены неправильно, вследствие чего юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по требованиям Рябушевой И.А., оспаривавшей законность её увольнения по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (по истечении срока контракта), в том числе ввиду того, что с ней неправомерно был заключён срочный контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, определены не были.

Как установлено судом, Рябушева И.А. в связи с упразднением ФСКН России выразила желание поступить на службу в органы внутренних дел, подав соответствующий рапорт о принятии её на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156. В органах наркоконтроля с ней был заключён контракт о прохождении службы на неопределённый срок, соответственно, при переводе Рябушевой И.А. на службу в органы внутренних дел в связи с ликвидацией ФСКН России она имела право в силу положений части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № З05-ФЗ на заключение контракта о службе в органах внутренних дел на неопределенный срок по вакантной должности.

С учётом заявленных Рябушевой И.А. требований и их обоснования о неправомерности заключения с ней срочного контракта о прохождении службы в органах внутренних дел и, соответственно, о незаконности её увольнения со службы в органах внутренних дел по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (по истечении срока контракта) юридически значимыми, подлежащими выяснению и доказыванию по настоящему делу являлись следующие обстоятельства: имелись ли на момент перевода Рябушевой И.А. в органы внутренних дел в связи с ликвидацией ФСКН России в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, соответствующие уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы Рябушевой И.А. по специальности, и была ли исполнена ответчиком Управлением МВД России по г. Кемерово и третьим лицом ГУ МВД России по Кемеровской области должным образом обязанность по предложению Рябушевой И.А. этих должностей.

В нарушение статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные юридически значимые обстоятельства для правильного разрешения настоящего спора судебными инстанциями вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права, их регулирующих, не устанавливались и не исследовались, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, какой-либо правовой оценки судебных инстанций согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили.

Суждение судебных инстанций о том, что положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 не исключают возможность руководителя органа внутренних дел при наличии согласия лица, принимаемого на службу в органы внутренних дел, выраженного в письменной форме, заключить с ним контракт на срок, необходимый для замещения должности временно отсутствующего сотрудника, за которым его должность сохраняется, нельзя признать правомерным, поскольку оно сделано без учёта подлежащих применению к спорным отношениям положений части 2 статьи 33 Федерального закона № З05-ФЗ, предусматривающей, что с сотрудниками органов наркоконтроля, переведёнными на службу в органы внутренних дел, с которыми ранее заключён контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается на неопределённый срок, и без установления имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств применительно к данной норме закона.

Мнение судебных инстанций о том, что Рябушева И.А., давая согласие на заключение контракта на определённый срок, изначально знала о его прекращении в случае выхода на службу из отпуска по уходу за ребёнком основного сотрудника, также нельзя признать правомерным. Судебными инстанциями не дана правовая оценка доводам Рябушевой И.А. о том, что она была вынуждена согласиться на занятие должности временно отсутствующего основного сотрудника, поскольку при её переводе из органов наркоконтроля сотрудниками Управления МВД России по г. Кемерово ей каких-либо иных должностей не предлагалось, однако было обещано трудоустройство на вакантную должность после выхода из отпуска по уходу за ребёнком основного сотрудника. Эти доводы, указанные Рябушевой И.А. в качестве основания заявленных требований о незаконности её увольнения в связи с истечением срока контракта, который был заключен с ней в нарушение требований нормативных правовых актов о порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля в связи с ликвидацией ФСКН в органы внутренних дел, судами по существу не рассматривались, какое-либо суждение относительно этих доводов судами не приведено.

При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о правомерности заключения с Рябушевой И.А. срочного контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, окончание которого определено событием - выходом из отпуска по уходу за ребёнком основного сотрудника - и, как следствие, о законности увольнения Рябушевой И.А. из органов внутренних дел по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (по истечении срока контракта) в связи с наступлением указанного события Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт ошибочным, сделанным без учёта норм материального права, регулирующих порядок и условия перевода сотрудников наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в связи с ликвидацией ФСКН России, а также без установления имеющих значение для дела обстоятельств.

В связи с изложенным обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть всё приведённое выше и разрешить исковые требования Рябушевой И.А. в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям, при соблюдении требований процессуального закона.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 7 июня 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 сентября 2018 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Кемерово.

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу