Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
8 (800) 300-4920 (другие регионы РФ)

Определение Верховного Суда РФ № 53-КГ20-6-К8 от 19 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пчелинцевой Л.М., судей Жубрина М.А., Вавилычевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 октября 2020 г. кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонного) Булата К.Ю. на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020г.,

по делу № 2-3399/2019 Железнодорожного районного суда г. Красноярска по иску Россолова Виктора Андреевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонному) о признании незаконным отказа в назначении и выплате единовременной денежной выплаты, возложении обязанности назначить и произвести единовременную денежную выплату.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Россолов Виктор Андреевич 11 июля 2019 г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонному) (далее также - УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска, пенсионный орган) о признании незаконным отказа УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска в назначении и выплате Россолову В.А. единовременной денежной выплаты ко дню Победы в Великой Отечественной войне, возложении на ответчика обязанности назначить и произвести Россолову В.А. единовременную выплату в размере 10 000 руб.

В обоснование заявленных требований Россолов В.А. указал, что он в марте 1969 года принимал участие в боевых действиях в районе острова Даманского. Россолов В.А. также является инвалидом III группы бессрочно.

4 марта 1999 г. Железнодорожным районным военным комиссариатом г. Красноярска Россолову В.А. выдан дубликат удостоверения, дающего право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны.

19 марта 2013 г. Управлением социальной защиты населения администрации Железнодорожного района в г. Красноярске Россолову В.А. выдано удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, в соответствии с которым он имеет права и льготы, установленные статьёй 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» постановлено произвести в мае - июне 2018 года единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

27 марта 2019 г. Россолов В.А. обратился в УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска с заявлением о разъяснении ему причины невыплаты денежной суммы, установленной названным Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195.

УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска в письме от 4 апреля 2019 г. сообщило Россолову В.А. о том, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» единовременная выплата в размере 10 тысяч рублей производится инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, принимавшим участие в боевых действиях по 1945 год включительно. Участники боевых действий в районе острова Даманского в 1969 году право на указанную единовременную выплату не имеют.

По мнению Россолова В.А., данный отказ УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска является незаконным, поскольку согласно нормам Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в Великой Отечественной войне в период 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества, а Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» не содержит положений об ограничении круга лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты.

Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г. исковые требования Россолова В.А. удовлетворены. На УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска возложена обязанность выплатить Россолову В.А. единовременную выплату в размере 10 000 руб., установленную Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Россолова В.А. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г. отменено, оставлено в силе решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г.

В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе начальником УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска Булатом К.Ю. ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 7 июля 2020 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 3 сентября 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 39012 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены Восьмым кассационным судом общей юрисдикции при проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции по кассационной жалобе истца Россолова В.А.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Россо лов В. А., ____ года рождения, в период с 16 ноября 1968 г. по 9 июля 1969 г. проходил военную службу в войсковой части 2488 и принимал участие в боевых действиях на острове Даманский 15 марта 1969 г.

4 марта 1999 г. Железнодорожным районным военным комиссариатом г. Красноярска Россолову В.А. выдан дубликат удостоверения, дающего право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны.

19 марта 2013 г. Управлением социальной защиты населения администрации Железнодорожного района в г. Красноярске Россолову В.А. выдано удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, в соответствии с которым он имеет права и льготы, установленные статьёй 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» Россолов В.А., полагавший, что имеет право на данную выплату, обратился в УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска с заявлением по вопросу невыплаты ему денежной суммы, установленной названным Указом Президента Российской Федерации.

Письмом УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска от 4 апреля 2019 г. Россолову В.А. сообщено об отсутствии у него права на получение единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» со ссылкой на то, что боевые действия в районе острова Даманского в марте 1969 г. не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

В письме указано, что право на получение единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 имеют граждане, относящиеся к инвалидам Великой Отечественной войны, а также к её участникам из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», которые при этом имели непосредственное отношение к соответствующим событиям, происходившим (произошедшим) в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год включительно).

Не согласившись с отказом УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска в осуществлении единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», Россолов В.А. обратился в суд с названными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Россолова В.А. о признании незаконным отказа УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска в осуществлении ему единовременной денежной выплаты ко дню Победы в Великой Отечественной войне, возложении на ответчика обязанности назначить и произвести Россолову В.А. единовременную выплату, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и на Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащийся в приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», исходил из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя таким гражданам единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объём мер социальной поддержки.

Установив, что Россолов В.А. как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 г. имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны ввиду отнесения его законом к категории лиц, предусмотренной подпунктом «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на такую единовременную выплату, только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, суд пришёл к выводу о том, что Россолов В.А. имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195.

Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г., не согласился с выводами суда первой инстанции.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Россолова В. А. к УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной денежной выплаты, возложении обязанности назначить и произвести единовременную денежную выплату, суд апелляционной инстанции исходил из того, что круг лиц, на которых распространяет своё действие Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195, включает в себя только конкретный перечень граждан, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Участники боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года к указанному кругу лиц не относятся.

По мнению суда апелляционной инстанции наличие у Россолова В.А. удостоверения ветерана-участника Великой Отечественной войны свидетельствует о распространении на него льгот, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны, но не является основанием для осуществления ему единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195, так как круг лиц, на которых распространяет своё действие данный указ, чётко определён и приравненные по социальным льготам к участникам Великой Отечественной войны граждане к ним не относятся.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, рассматривая дело по кассационной жалобе Россолова В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г., не согласился с выводами суда апелляционной инстанции и их правовым обоснованием и отменил указанное апелляционное определение.

Оставляя в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Россолова В.А., Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагал, что из положений Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195, а также принятого во исполнение данного указа постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 561 «Об утверждении Правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» следует, что необходимым условием для получения спорной единовременной выплаты является наличие у лица статуса участника Великой Отечественной войны и его принадлежность к лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Поскольку Россолов В.А. имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», при этом Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 не содержит указания на ограничение круга лиц, имеющих право на единовременную выплату, только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции признал правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на получение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 единовременной выплаты в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы Восьмого кассационного суда общей юрисдикции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определённой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.

Статьёй 2 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждённые орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).

В силу подпункта «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введёнными в действие директивами Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесёнными Генеральным штабом Вооружённых Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Исходя из приведённого правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.

Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Из материалов дела следует, что Россолов В.А. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьёй 14 Федерального закона «О ветеранах».

Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», Россолов В.А. в исковом заявлении ссылался на то, что согласно нормам Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в Великой Отечественной войне в период 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.

Статьёй 3 Федерального закона «О ветеранах» установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее — Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.

Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. № 89-0 указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учётом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.

При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности её статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 390-0 и 398-0, от 12 ноября 2008 г. № 1051-0-0 и другие).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195) постановлено произвести в мае - июне 2018 года единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195).

Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 определён круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.

Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 — 1945 годов — периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» Правительством Российской Федерации издано постановление от 6 мая 2018 г. № 561 «Об утверждении правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (далее также - Правила осуществления единовременной выплаты). Этими правилами определён порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации на 2018 год.

Из содержания приведённых нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в виде обеспечения единовременной выплатой за счёт средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).

Поскольку период участия Россолова В.А. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право Россолова В.А. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом «О ветеранах», не может быть реализовано в соответствии с положениями названного указа Президента Российской Федерации.

Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременной выплаты за счёт средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц, из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах», вывод судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции о том, что Россолов В.А. как обладающий статусом ветерана-участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из категории лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а потому имеет право на получение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 195 единовременной выплаты в размере 10 000 руб., основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Допущенные кассационным судом общей юрисдикции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены определения судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. и направления дела на новое рассмотрение в кассационный суд общей юрисдикции.

При новом рассмотрении дела по кассационной жалобе Россолова В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г. кассационному суду общей юрисдикции следует учесть изложенное и принять судебное постановление в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. по делу № 2-3399/2019 Железнодорожного районного суда г. Красноярска отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в кассационный суд общей юрисдикции - Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу