Меню
8 (8182) 49-00-00
Заказать звонок

Определение Верховного Суда РФ № 5-КГ18-310 от 15 апреля 2019 года

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Дело № 5-КГ18-310

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

15 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Фролкиной С.В. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2019 г. гражданское дело по иску Копыльцова Юрия Валериевича к военному комиссариату Московской области о признании права на выплату пенсии за выслугу лет с повышением ее размера как ветерану боевых действий, об обязании пересчитать и выплатить пенсию за выслугу лет с повышением, о взыскании недополученной пенсии

по кассационной жалобе Копыльцова Юрия Валериевича на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 ноября 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Копыльцова Ю.В. по доверенности Проходцева О.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя военного комиссариата Московской области Ложкина И.И.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Копыльцов Юрий Валериевич 31 августа 2016 г. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к военному комиссариату Московской области о признании права на выплату пенсии за выслугу лет с повышением, предусмотренным пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (наименование закона здесь и далее по тексту в редакции, действующей на момент назначения пенсии и возникновения спорных отношений; далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1), с 17 октября 2012 г. как ветерану боевых действий, об обязании пересчитать и выплатить пенсию за выслугу лет с повышением и о взыскании недоплаты пенсии за выслугу лет в размере 89 615,80 руб.

В обоснование исковых требований Копыльцов Ю.В. указал, что имеет воинское звание полковник (в запасе), проходил военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, 30 октября 2006 г. ему выдано удостоверение ветерана боевых действий серии [___] № [___], предоставляющее ему права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе на пенсионное обеспечение. С 17 октября 2012 г. он является военным пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Однако пенсия за выслугу лет ему выплачивается без предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 повышения на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 этого закона, как ветерану боевых действий.

На неоднократные письменные обращения Копыльцова Ю.В. в военный комиссариат Московской области о перерасчете ему пенсии за выслугу лет с учетом предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 повышения на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 этого закона, ему было разъяснено об отсутствии оснований для повышения пенсии за выслугу лет как ветерану боевых действий ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт непосредственного участия Копыльцова Ю.В. в боевых действиях.

Копыльцов Ю.В. полагал, что отказ военного комиссариата Московской области выплачивать ему пенсию за выслугу лет с учетом предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 повышения является незаконным, нарушающим его права как ветерана боевых действий, так как реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения (статья 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»). Поскольку 30 октября 2006 г. Копыльцову Ю.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий с указанием в этом документе на наличие прав и льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», среди которых льготы по пенсионному обеспечению, у военного комиссариата Московской области не имелось оснований для отказа ему в выплате пенсии за выслугу лет с учетом повышения как ветерану боевых действий.

В подтверждение своих требований Копыльцов Ю.В. также ссылался на Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2001 г. № 35, которым он награжден медалью Нестерова (награда № 6732) за заслуги в организации и обеспечении боевых действий в Северо-Кавказском регионе.

Представитель ответчика военного комиссариата Московской области в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал.

Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 г. в удовлетворении исковых требований Копыльцова Ю.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 ноября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Копыльцовым Ю.В. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. от 15 ноября 2018 г. заявление Копыльцова Ю.В. о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы удовлетворено, Копыльцову Ю.В. восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 ноября 2017   г.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 19 ноября 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 25 февраля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Копыльцов Ю.В., [___] года рождения, с 5 августа 1977 г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР, затем в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В послужном списке Копыльцова Ю.В. в разделе «Участие в войнах и других боевых действиях по защите СССР, военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях» указано, что в период с 25 января по 29 февраля 2000 г. Копыльцов Ю.В. находился в группировке войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с 18 мая по 16 июня 2000 г. - выполнял специальные задачи по проведению контртеррористических операций на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионах Северного Кавказа.

Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2001 г. №35 Копыльцов Ю.В. награжден медалью Нестерова за заслуги в организации и обеспечении боевых действий в Северо-Кавказском регионе.

Приказом командующего Северо-Кавказским военным округом от 25 марта 2002 г. № 23 Копыльцов Ю.В. награжден знаком отличия Северо­Кавказского военного округа «За службу на Кавказе» за заслуги в организации и обеспечении работы станции дальней радионавигации при выполнении задач в ходе контртеррористической операции в Северо­Кавказском регионе, высокие личные показатели в служебной деятельности.

30 октября 2006 г. Копыльцову Ю.В. Министерством обороны Российской Федерации выдано удостоверение ветерана боевых действий серии [___] № [____], в котором указано, что предъявитель этого документа имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 сентября 2012 г. № 1989 полковник Копыльцов Ю.В., состоящий в распоряжении начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Выслуга лет Копыльцова Ю.В. в Вооруженных Силах: в календарном исчислении - 35 лет, в льготном исчислении - 36 лет 9 месяцев.

Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2012 г. № 2009 полковник Копыльцов Ю.В. с 16 октября 2012 г. исключен из списков личного состава Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Московской области по городам Балашихе, Реутову и Балашихинскому району.

8 ноября 2012 г. Копыльцов Ю.В. обратился на имя начальника отдела военного комиссариата Московской области (по городам Балашихе, Реутову и Балашихинскому району) с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, отметив, что является ветераном боевых действий на территории Чеченской Республики, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий серии [___] № [___], выданным 30 октября 2006 г.

Пенсия за выслугу лет назначена Копыльцову Ю.В. с 17 октября 2012 г. Копыльцову Ю.В. военным комиссариатом Московской области 6 декабря 2012 г. выдано пенсионное удостоверение.

Не согласившись с расчетом назначенной ему пенсии за выслугу лет, Копыльцов Ю.В. неоднократно обращался к начальнику центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области с письменными заявлениями (7 февраля, 7 июня 2013 г., 16 мая 2016 г.) о пересмотре размера его пенсии с момента назначения, ссылаясь на то, что при исчислении ему пенсии за выслугу лет не было учтено его право на повышение пенсии за выслугу лет на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 этого закона, как ветерана боевых действий в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Письмами начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области в мае и июле 2013 г. Копыльцову Ю.В. сообщено, что оснований для предоставления ему надбавки к пенсии за выслугу лет за участие в боевых действиях на территории Северо­Кавказского региона не имеется, поскольку основанием для предоставления льгот по пункту 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» являются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное участие лиц в боевых действиях, или реализованный наградной материал.

Письменным ответом военного комиссара Московской области от 21 июня 2016 г. Копыльцову Ю.В. разъяснено, что центр социального обеспечения военного комиссариата Московской области направил запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации о фактическом участии Копыльцова Ю.В. в боевых действиях. После получения ответа вопрос Копыльцова Ю.В. будет рассмотрен повторно.

Полагая, что ответчик незаконно отказывает ему в перерасчете размера пенсии за выслугу лет с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, как ветерану боевых действий, Копыльцов Ю.В. обратился в суд с названным иском.

В ходе рассмотрения дела ответчиком в судебные заседания суда первой инстанции 15 ноября 2016 г. и 31 марта 2017 г. были представлены ответы филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ, г. Ростов-на-Дону) от 7 октября 2016 г. и 10 марта 2017 г. о том, что документы войсковых частей 40911-А, 62467 за 2000 год в отношении Копыльцова Ю.В. на хранение в филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ) не поступали, в приказах начальника штаба Северо-Кавказским военным округом «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительных денежных выплатах за участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона» за 2000 год, поступивших на хранение в филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ), Копыльцов Ю.В. не значится, и письмо военного комиссариата Московской области от 29 ноября 2016 г. о сообщении Копыльцову Ю.В. этой информации.

Разрешая спор, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Копыльцова Ю.В., указав, что положения пункта «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 распространяются исключительно на ветеранов, принимавших участие в боевых действиях на территориях, перечисленных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Суд первой инстанции со ссылкой на ответы филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 7 октября 2016 г. и от 10 марта 2017 г., письмо военного комиссариата Московской области от 29 ноября 2016 г. счел, что доказательств, подтверждающих непосредственное участие военнослужащего Копыльцова Ю.В. в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо­Кавказского региона, не представлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что наличие у Копыльцова Ю.В. удостоверения ветерана боевых действий не является единственным и достаточным основанием для повышения ему размера пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, поскольку для предоставления льготы по повышению пенсии необходимо иметь выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), утвержденных командующим группировкой, о непосредственном участии лица в боевых действиях или реализованный наградной материал, периоды службы должны быть исчислены в льготных условиях один месяц службы за три при условии вхождения войсковой части, в составе которой военнослужащий проходил службу в спорный период, в перечень частей, принимавших участие в боевых действиях.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что наличие у Копыльцова Ю.В. удостоверения ветерана боевых действий при отсутствии доказательств участия в боевых действиях в период прохождения им военной службы не подтверждает право Копыльцова Ю.В. на перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Копыльцова Ю.В. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (наименование закона и его нормы приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, среди которых лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 и более лет (подпункт «а» части 1 статьи 5, подпункт «а» части 1 статьи 13 этого закона).

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.

В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

В силу части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее также - Федеральный закон «О ветеранах») к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно­исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо­Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).

Статьей 16 Федерального закона «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1—4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством.

Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», действовавшей на дату выдачи Копыльцову Ю.В., 30 октября 2006 г., удостоверения ветерана боевых действий, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их права и льготы.

Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. № 77 была утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшая на дату выдачи Копыльцову Ю.В., 30 октября 2006 г., удостоверения ветерана боевых действий.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений военнослужащим является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо­Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что выдача удостоверений военнослужащим производится при наличии предусмотренных документов. Среди них документы:

подтверждающие прохождение ими военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо­Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. (далее именуются - перечни);

подтверждающие их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов командиров (начальников), справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы.

Данная инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу 26 апреля 2010 г. В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595, также предусматривающий представление соответствующих документов, необходимых для получения удостоверения ветерана боевых действий.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым на основании пункта «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 предоставляется такая мера социальной поддержки, как повышение пенсии за выслугу лет, отнесены, в частности, ветераны боевых действий из числа военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Таким ветеранам боевых действий пенсии повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Реализация названной меры социальной поддержки военнослужащих - ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.

Таким образом, основанием для повышения пенсии за выслугу лет военнослужащим, уволенным в запас (отставку), на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468- 1, является наличие у них статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Копыльцову Ю.В. о признании за ним права на повышение размера пенсии за выслугу лет на 32 процента расчетного размера пенсии как ветерану боевых действий, суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на нормативные положения, регулирующие порядок и условия повышения пенсии ветеранам боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, применили их неправильно и пришли к ошибочному выводу о необходимости дополнительного документального подтверждения Копыльцовым Ю.В., имеющим статус ветерана боевых действий и удостоверение ветерана боевых действий, факта его участия в боевых действиях в целях повышения ему пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Однако судебными инстанциями не учтено, что Министерством обороны Российской Федерации Копыльцову Ю.В. 30 октября 2006 г. выдано удостоверение ветерана боевых действий [___] № [____], то есть факт его участия в боевых действиях подтвержден.

Законность получения Копыльцовым Ю.В. удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке ответчиком - военным комиссариатом Московской области - не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий, выданное Копыльцову Ю.В., недействительным не признано. Из протоколов судебных заседаний суда первой инстанции от 15 ноября и 26 декабря 2016 г. усматривается (л.д. 71, 87), что представитель военного комиссариата Московской области заявлял о том, что военный комиссариат не оспаривает законность выдачи Копыльцову Ю.В. удостоверения ветерана боевых действий. Следовательно, факт участия Копыльцова Ю.В. в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона не опровергнут, ввиду чего у военного комиссариата Московской области не имелось оснований для отказа Копыльцову Ю.В. в праве на повышение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что выданное Копыльцову Ю.В. 30 октября 2006 г. удостоверение ветерана боевых действий само по себе не подтверждает его право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также факта его участия в боевых действиях и наличие у него права на перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, противоречат подлежащим применению к спорным отношениям нормам материального права и не соответствуют материалам дела. Кроме того, судебными инстанциями при разрешении настоящего спора не принято во внимание, что Копыльцов Ю.В. Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2001 г. награжден медалью Нестерова (удостоверение к государственной награде № 357080, награда № 6732) за заслуги в организации и обеспечении боевых действий в Северо-Кавказском регионе, а также имеет знак отличия за заслуги в организации и обеспечении боевых действий в Северо­Кавказском регионе, в том числе при выполнении задач в ходе контртеррористической операции.

С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования Копыльцова Ю.В. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и установленных по делу обстоятельств.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 31 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 ноября 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Зюзинский районный суд г. Москвы.

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу