Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
8 (800) 300-4920 (другие регионы РФ)

Определение Верховного Суда РФ № 37-КГ20-2-К1 от 13 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Рыженкова А.М., судей Назаренко Т.Н. и Москаленко Ю.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1637/2019 по иску Денисовой Татьяны Леонидовны к администрации Ливенского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидии на приобретение жилья, и взыскании денежных средств?

по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Поповой О.В. на решение Ливенского районного суда Орловской области от 9 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 31 октября 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., выслушав объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Рыбкиной В.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Денисова Т.Л. обратилась в суд с иском к администрации Ливенского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидии на приобретение жилья, и взыскании денежных средств.

В обоснование требований истец ссылается на то, что она является дочерью Потаповой А.А., которая, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, была поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении.

Обеспечение должно было осуществляться органом местного самоуправления по месту жительства матери за счет средств федерального бюджета.

31 мая 2018 г. Потаповой А.А. заключен договор участия в долевом строительстве, в соответствии с которым застройщик обязан предоставить по окончании строительства двухкомнатную квартиру 16 в многоквартирном жилом доме по адресу:____, оставшаяся сумма в размере 1 096 740 руб. должна быть уплачена застройщику за счет субсидии из средств федерального бюджета, зачисляемых на блокированный банковский счет дольщика в порядке обеспечения меры социальной поддержки с последующим перечислением на счет застройщика.

Распоряжением администрации Ливенского района Орловской области Потаповой А.А. выделана персональная социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность в размере ____ руб. за счет средств федерального бюджета.

Субсидия была зачислена на блокированный счет Потаповой А.А., однако после ее смерти была отозвана администрацией Ливенского района Орловской области.

Являясь наследником первой очереди, Денисова Т.Л. приняла на себя обязательства дольщика по указанному договору долевого участия.

Истец считает, что Потапова А.А. при жизни реализовала свое право на получение субсидии путем заключения сделки по приобретению права на жилое помещение, в связи с чем истец как наследник имеет право на исполнение имущественного требования по оплате приобретенного жилого помещения за счет выделенной Потаповой А.А. субсидии.

Просит признать за ней право в порядке наследования на денежные средства, полученные Потаповой А.А. на приобретение жилья в качестве субсидии.

Решением Ливенского районного суда Орловской области от 9 августа 2019 г. исковые требования Денисовой Т.Л. удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 31 октября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. решение суда и апелляционное определение оставлены без изменения.

Представителем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Поповой О.В. подана кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы заявителя судьей Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. 23 июля 2020 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением от 22 сентября 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены решения Ливенского районного суда Орловской области от 9 августа 2019 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 31 октября 2019 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами при рассмотрении дела.

Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением администрации Ливенского района Орловской области от 27 апреля 2018 г. № 147-ра Потаповой А. А. как супруге умершего участника Великой Отечественной войны была выделена персональная социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность в размере 1 096 740 руб. за счет средств федерального бюджета.

Сообщением администрации Ливенского района Орловской области от 11 мая 2018 г. Потаповой А.А. было доведено до сведения, что на основании вышеуказанного распоряжения ей выделена из федерального бюджета социальная выплата в размере 1 096 740 руб. на приобретение жилого помещения (л.д. 11).

Между АО «УКС города Орла» и Потаповой А.А. 31 мая 2018 г. заключен договор участия в долевом строительстве № 017/16-к, в соответствии с которым Потапова А.А. приняла на себя обязательство оплатить застройщику стоимость общей площади объекта долевого строительства в размере ____ руб. путем перечисления на счет застройщика собственных средств в сумме ____ руб. и денежных средств в сумме ____ руб., которые перечисляются безналичным путем на счет получателя - Потаповой А.А., открытый для зачисления субсидии на приобретение или строительство жилья.

Денежные средства в размере руб. в десятидневный срок с момента предоставления в банк зарегистрированного в Управлении Росреестра по Орловской области договора перечисляются безналичным путем со счета Потаповой А.А. на счет застройщика.

Потапова А.А. умерла 17 июня 2018 г.

На момент смерти обязательство по полной оплате приобретенной ею квартиры, в том числе за счет средств субсидии в сумме ____ руб., исполнено не было.

Вступившей в наследство после смерти Потаповой А.А. является ее дочь Денисова Т.Л.

18 июня 2018 г. администрация Ливенского района Орловской области перечислила Потаповой А.А. социальную выплату в сумме ____ руб.

Распоряжением правительства Орловской области от 24 июня 2018 г. № 376-р были внесены изменения в распоряжение правительства Орловской области от 4 мая 2018 года № 243-р, которыми Потапова А.А. исключена из
реестра по перечислению средств, предоставленная ей субсидия была перераспределена в пользу другого лица.

Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования Денисовой Т.Л., суд первой инстанции исходил из того, что право на получение субсидии Потапова А.А. приобрела при жизни; распоряжение о выплате субсидии для приобретения жилья также было принято при жизни Потаповой А.А.; последняя реализовала свое право как на получение, так и на целевое использование выделенной государством субсидии на приобретение жилья путем заключения договора долевого участия в строительстве и открытия лицевого счета в банке; денежные средства были выделены и зачислены на именной счет Потаповой А.А., являются ее собственностью и в силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации входят в наследственную массу на общих основаниях.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с решением суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы судов нельзя признать законными ввиду следующего.

Как следует из распоряжения администрации Ливенского района Орловской области от 27 апреля 2018 г. № 147-ра персональная социальная выплата Потаповой А.А., супруге умершего участника Великой Отечественной войны, выделена в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Законом Орловской области от 2 марта 2012 г. № 1322-03 «О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством», постановлением правительства Орловской области от 4 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов ВОВ на территории Орловской области» и протоколом заседания комиссии по реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умевших) инвалидов и участников ВОВ на территории Ливенского района.

Согласно пункту 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области он распространяется на категории граждан: инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающиеся в улучшении жилищных условий; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам, указанным в вышеприведенном пункте порядка, в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений, а также на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по договору долевого участия, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Предоставление жилых помещений гражданам, указанным в этом же пункте порядка, осуществляется по договору социального найма либо в собственность в порядке, установленном действующим законодательством. По письменному заявлению гражданам может быть предоставлено жилое помещение площадью, превышающей социальную норму, в случае, если разница оплачивается за счет собственных средств граждан при приобретении жилья в собственность, Либо за счет средств местного бюджета - по договору социального найма (пункт 3 порядка).

Предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения является обязательством, сторонами которого выступают уполномоченный государственный орган и получатель соответствующей меры социальной поддержки.

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя.

Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования нереализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.

По смыслу статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в системной связи с его статьей 13, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения связана исключительно с особым правовым статусом участников Великой Отечественной войны, с учетом которого законодатель устанавливает для конкретных категорий граждан соответствующие меры социальной поддержки, целью которой является создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Право Потаповой А.А. как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение социальной выплаты являлось ее личным субъективным правом и принадлежало лишь Потаповой А.А. исключительно в целях улучшения ее жилищных условий. В этой связи полученная в соответствии с указанным правом социальная выплата после смерти Потаповой А.А. не может быть направлена на улучшение жилищных условий иных граждан, в том числе наследников.

Само по себе заключение договора участия в долевом строительстве не обеспечивает гражданина жильем, не предусматривает реализацию его права на получение социальной выплаты и улучшение жилищных условий.

Пунктом 15 Закона Орловской области от 6 февраля 2006 г. № 573-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» социальная выплата считается предоставленной гражданину - получателю социальной выплаты с момента перечисления органом местного самоуправления муниципального района и городского округа (г. Ливны, г. Мценск, г. Орел) средств социальной выплаты на именной блокированный счет получателя, открытый в выбранной муниципальным районом или городским округом (г. Ливны, г. Мценск, г. Орел) на конкурсной основе кредитной организации.

Потапова А.А., являясь получателем социальной выплаты, не смогла реализовать указанное право, социальная выплата была начислена после смерти Потаповой А.А., при жизни денежными средствами Потапова А.А. не воспользовалась, в связи с чем не была достигнута цель предоставления денежных средств. При таких обстоятельствах Денисова Т.Л. не может использовать указанную выплату для улучшения своих жилищных условий.

Приведенные положения законодательства не были учтены судами при рассмотрении спора.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем принятые ими судебные постановления подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390.15 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе изменить либо отменить постановления судов первой, апелляционной и (или) кассационной инстанций и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая, что все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства судами установлены, но допущена ошибка в применении норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, разрешить спор по существу, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 390.14-390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 9 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 31 октября 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать Денисовой Татьяне Леонидовне в удовлетворении исковых требований к администрации Ливенского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидии на приобретение жилья, и взыскании денежных средств.

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу