Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
8 (800) 300-4920 (другие регионы РФ)

Кассационное определение Верховного Суда РФ № 16-КАДПР20-2-К4 от 26 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зинченко И.Н., судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и кассационную жалобу администрации Советского района г. Волгограда на кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 года по административному делу № 2а-1194/2019 по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Советского района г. Волгограда, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления по Волгоградской области по ликвидации несанкционированной свалки, а также возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., поддержавшей доводы кассационного представления и кассационной жалобы, полагавшей судебный акт кассационной инстанции незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, возражения заинтересованного лица - представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Богородицкой Н.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

решением Советского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 сентября 2019 года, признано незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления по Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее 600 метров стелы мемориала воинам-освободителям 64-ой Армии, расположенной на Лысой горе в Советском районе города Волгограда на земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:060050:454 и 34:34:060050:487, находящихся в федеральной собственности; на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложена обязанность организовать проведение ликвидации отходов производства и потребления, несанкционированно размещенных на этих участках.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Советского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Советского района г. Волгограда по ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности организовать проведение ликвидации отходов отказано.

Кассационным определением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 года судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены и вынесено новое решение, которым удовлетворены административные исковые требования прокурора Советского района г. Волгограда к администрации Советского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее 600 метров стелы мемориала воинам-освободителям 64-й Армии, расположенной на Лысой горе в Советском районе города Волгограда на земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:060050:454 и 34:34:060050:487, находящихся в федеральной собственности, на администрацию Советского района г. Волгограда возложена обязанность организовать проведение ликвидации отходов производства и потребления, несанкционированно размещённых на этих участках.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Советского района г. Волгограда к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице территориального управления по Волгоградской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности ликвидировать указанную свалку отказано.

Отменяя судебные акты и принимая новое решение, суд кассационной инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города-героя Волгограда, на Положение об администрации Центрального района г. Волгограда, утвержденное решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № 40/1252, исходил из того, что обязанность по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района возложена на районную администрацию и, поскольку несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории Советского района г. Волгограда, при этом лицо, являющееся собственником отходов, в данном случае не установлено, то ответственным за содержание территории, на которой размещены отходы, является администрация Советского района г. Волгограда.

В кассационном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и кассационной жалобе администрации Советского района г. Волгограда, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене кассационного определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2020 года кассационное представление и кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, а также возражения заинтересованного лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом кассационной инстанции такие нарушения допущены.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Советского района г. Волгограда с выездом на место проведено обследование территории, в ходе которого установлено, что западнее 600 метров стелы мемориала воинам-освободителям 64-ой Армии, расположенной на Лысой горе в Советском районе города Волгограда на земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:060050:454 и 34:34:060050:487, несанкционированно размещены отходы производства и потребления (пленки полиэтилена и изделия из нее; отходы продукции из целлофана; отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок; отходы строительства и ремонта; лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий; отходы шин, покрышек, камер автомобильных). Отходы размещены непосредственно на почве.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, поименованные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования «под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки», по сведениям территориального управления Росимущества в Волгоградской области, данные земельные участки за третьими лицами не закреплялись.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казённым предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1), в том числе осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества и контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункты 5.3 и 5.8 пункта 5).

Разрешая дело и удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные выше нормативные правовые акты, принимая во внимание установленные обстоятельства о том, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования «под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки», за третьими лицами не закреплялись, возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Данный вывод согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 года № 13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой содержащееся в указанной норме положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещённых неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о возложении на администрацию Советского района г. Волгограда обязанностей, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки,
является ошибочным, не основанным на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.

При таком положении Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом кассационной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлекшие принятие незаконного кассационного определения, которое подлежит отмене с оставлением без изменения решения Советского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 сентября 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 года отменить, решение Советского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 сентября 2019 года оставить без изменения.

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу