Меню
8 (8182) 49-00-00
Заказать звонок

Апелляционное определение Верховного Суда РФ № АПЛ18-619 от 31 января 2019 года

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АЛЛ 18-619

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

31 января 2019 г. 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Манохиной Г.В., членов коллегии Зайцева В.Ю., Ксенофонтовой Н.А., при секретаре Горбачевой Е. А., с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации конно-спортивных тотализаторов и Союза «Первая саморегулируемая организация букмекеров» о признании частично недействующими пунктов 2 и 4 указания Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчётов»

по апелляционной жалобе Ассоциации конно-спортивных тотализаторов и Союза «Первая саморегулируемая организация букмекеров» на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., представителей административных истцов Зайцева Д.С., Оганезова Н.Р., Давыдова О.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Центрального банка Российской Федерации Акинфиевой Д.В., Синюховой Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

указанием Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчётов» (далее - Указание), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2014 г. № 32079, и опубликованным 21 мая 2014 г. в издании «Вестник Банка России» № 45, установлены правила осуществления наличных расчётов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Указания индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчётов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включённые в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчёт; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращённые товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платёжным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.

В силу пункта 4 Указания наличные расчёты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчётов (с соблюдением предельного размера наличных расчётов, установленного пунктом 6 Указания), между участниками наличных расчётов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счёт наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчётов с его банковского счёта.

Ассоциация конно-спортивных тотализаторов и Союз «Первая саморегулируемая организация букмекеров» (далее также - Организации) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведённых выше норм в той мере, в какой они не допускают организаторам азартных игр в тотализаторе и в букмекерских конторах производить выплату выигрыша из поступивших в кассу денежных средств от других участников азартных игр.

В обоснование заявленного требования Организации указали, что содержащееся в оспоренных положениях предписание организатору азартных игр в тотализаторе производить выплату выигрышей участникам азартных игр исключительно за счёт денежных средств, поступивших в кассу с банковского счёта организатора, противоречит Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 244-ФЗ), в частности его пункту 15 статьи 4, который, раскрывая понятие «тотализатор», определяет, что выплата выигрышей участникам азартных игр осуществляется организатором за счёт денежных средств, принятых от участников в виде ставок, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения.

Административные истцы усматривают нарушение своих прав на осуществление предпринимательской деятельности в том, что реализация оспоренных предписаний на практике затрудняет выплату выигрыша участнику азартных игр в установленный срок; на основании ряда постановлений мировых судей юридические лица - члены Организаций были привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с несоблюдением правил пункта 4 Указания.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Организациям отказано.

Не согласившись с решением суда, административные истцы в апелляционной жалобе просят его отменить, полагают выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела, а решение суда основанным на неправильном толковании норм Федерального закона № 244-ФЗ, который в формулировке пункта 15 статьи 4 фактически установил, что выплата выигрышей участникам азартных игр осуществляется организатором из имеющихся наличных средств в кассе сразу же после завершения события, на которое была принята ставка, а на его банковский счёт инкассируется прибыль, полученная от организации азартных игр.

Из апелляционной жалобы также следует, что установленная Указанием в оспоренной части обязанность организаторов вносить полученные от участников азартных игр денежные средства на свой банковский счёт носит избыточный характер, не соответствует целям регулирования, создаёт для организаторов азартных игр дополнительные финансовые риски при исполнении ими своих обязательств перед игроками; оспоренное правовое регулирование привело к формированию судебной практики повышенной ответственности организаторов азартных игр за нарушения норм Указания.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для её удовлетворения не находит.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка

Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее также - Федеральный закон № 86-ФЗ) статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу положений пунктов 2, 4 и 13 статьи 4 приведённого выше закона к функциям Банка России относятся организация наличного денежного обращения, установление правил осуществления расчётов в Российской Федерации, определение порядка расчётов с юридическими и физическими лицами.

По вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, Банк России издаёт нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц в форме указаний, положений и инструкций, которые вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров Банка России. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (статья 7 Федерального закона № 86-ФЗ).

Банк России устанавливает правила наличных расчётов, включая ограничения наличных расчётов между юридическими лицами, а также расчётов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности (статья 823 поименованного закона).

Учитывая изложенное выше, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации к форме издания, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу; реализуя предоставленные полномочия, Банк России установил правила осуществления наличных расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (участниками наличных расчётов), а также между участниками наличных расчётов и физическими лицами.

Пунктом 4 Указания предусмотрена возможность осуществлять наличные расчёты между участниками наличных расчётов и физическими лицами по деятельности по организации и проведению азартных игр за счёт наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчётов с его банковского счёта.

Пунктом 2 Указания определён перечень целей, на которые участники наличных расчётов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги без зачисления на свои банковские счета. В данный перечень выплата выигрышей участникам азартных игр не включена. Вместе с тем указанное ограничение не запрещает выплачивать выигрыш участнику азартных игр из кассы наличными деньгами при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 4 Указания.

Таким образом, из буквального толкования оспариваемых норм не следует запрета на выплату выигрышей участникам азартных игр из кассы наличными деньгами, как ошибочно полагают административные истцы.

Установленное Банком России в пределах своей компетенции регулирование правил осуществления наличных расчётов в оспоренной части не содержит положений, которые противоречили бы нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения и имеющим большую юридическую силу.

Доводы Организаций, изложенные ими в апелляционной жалобе о том, что формулировки понятий, приведённых в статье 4 Федерального закона № 244-ФЗ, позволяют сделать вывод, что выплата выигрыша организатором азартных игр должна осуществляться исключительно из наличных денежных средств, переданных в кассу тотализатора другими участниками азартных игр, и которые ранее не зачислялись на банковский счёт, несостоятельны, носят предположительный характер и не соответствуют действительному содержанию приведённой выше статьи федерального закона. Эти доводы судом первой инстанции проверялись, своего подтверждения не нашли, получили надлежащую оценку в обжалуемом решении.

Статья 4 Федерального закона № 244-ФЗ раскрывает основные понятия, используемые в данном законе.

Пункт 15 приведённой правовой нормы определяет понятие «тотализатор» как игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр, а также выплату выигрышей за счёт суммы ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения. Пункт 4 этой же нормы закона устанавливает, что «выигрыш» - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.

Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе пункт 15 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ не устанавливает порядок расчётов с участниками азартных игр, не конкретизирует механизм осуществления наличных расчётов, а определяет, что источником формирования выигрыша в тотализаторе являются денежные средства, поступившие от участников азартных игр в качестве ставок.

Особенности выплаты выигрыша установлены пунктом 4 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющим лишь обязанность организатора игр выплатить лицам, которые в соответствии с условиями проведения тотализатора или иных игр признаются выигравшими, выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.

Порядок совершения операций с денежными средствами организатором азартных игр при организации и проведении азартных игр в игорном заведении определяют Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 441.

Пункт 5 приведённых правил предусматривает, что выдача выигрыша в виде денежных средств производится в кассе игорного заведения в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения. При этом согласно пункту 3 этих же правил организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить, в частности, порядок ведения кассовых операций, определённый Банком России.

Оспоренные положения Указания, предусматривающие возможность осуществлять наличные расчёты между участниками наличных расчётов и физическими лицами по деятельности по организации и проведению азартных игр за счёт наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчётов с его банковского счёта, какому-либо нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, не противоречат.

Ссылки административных истцов на несоответствие оспоренных положений действующему правовому регулированию выплат выигрышей физическим лицам - участникам азартных игр, от которых приняты интерактивные ставки, судом также проверялись и правомерно признаны несостоятельными, поскольку отношения, связанные с выплатой выигрышей физическим лицам - участникам азартных игр, от которых приняты интерактивные ставки, в настоящее время регулируются положениями статьи 142 (части 6, 7) Федерального закона № 244-ФЗ.

Согласно этим нормам закона денежные средства, в том числе электронные денежные средства, принятые центром учёта переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов и переведенные организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников азартных игр, должны зачисляться на банковский счёт организатора азартных игр соответствующего вида, открытый в центре учёта переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, учредителем (участником) которого является саморегулируемая организация организаторов азартных игр соответствующего вида, членом которой является такой организатор азартных игр, и учитываться на этом банковском счёте (часть 6 статьи 142).

Выплата выигрышей физическим лицам - участникам азартных игр, от которых приняты интерактивные ставки, осуществляется организатором азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе только с банковского счёта организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, открытого в центре учёта переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, путём зачисления денежных средств на их банковские счета, открытые в центре учёта переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов (в случае осуществления функций центра учёта переводов интерактивных ставок банком), либо путём увеличения остатков электронных денежных средств физических лиц - участников азартных игр (в случае осуществления функций центра учёта переводов интерактивных ставок небанковской кредитной организацией) (часть 7 статьи 14 ).

Каких-либо предписаний, противоречащих приведённым выше положениям Федерального закона оспоренные правовые нормы не содержат.

Утверждение Организаций о необходимости изменения правового регулирования рассматриваемых правоотношений с учётом специфики деятельности организатора азартных игр фактически сводится к решению вопроса о внесении в Указания соответствующих дополнений и изменений в предлагаемой административными истцами редакции, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, а также иных судов.

Не могут служить поводом к отмене судебного решения доводы апелляционной жалобы об отсутствии у организаторов азартных игр достаточных финансовых гарантий для исполнения своих обязательств перед игроками, а также о риске утраты денежных средств, поскольку согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспоренное правовое регулирование привело к формированию судебной практики повышенной ответственности организаторов азартных игр за нарушения норм Указания, по существу, сводятся к несогласию с конкретными постановлениями мировых судей по делам об административном правонарушении и не свидетельствуют о незаконности обжалованного решения суда, которым в порядке абстрактного нормоконтроля проверялось соответствие оспоренных нормативных правовых предписаний нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, само по себе Указание в оспариваемой части не регулирует вопросы привлечения к административной ответственности, в том числе основания и порядок применения тех или иных мер, установленных законом.

Указания в апелляционной жалобе на необоснованность обжалованного решения суда ошибочны, поскольку при рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Принятое решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ассоциации конно­спортивных тотализаторов и Союза «Первая саморегулируемая организация букмекеров» - без удовлетворения.

Смотреть все решения »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу