Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
+7 (921) 249-00-00 (другие регионы РФ)

Камеральная проверка расчета по страховым взносам в 2022 году

Камеральная налоговая проверка РСВ проводится по общим правилам. При этом налоговый орган вправе истребовать у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

По общему правилу расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Форма расчета по страховым взносам при представлении его за расчетный период (отчетные периоды) 2022 г. утверждена Приказом ФНС России от 06.10.2021 N ЕД-7-11/875@.

По общему правилу камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится по месту нахождения налогового органа на основе расчета и документов, представленных плательщиком, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа (п. п. 1, 10 ст. 88 НК РФ).

Особенности камеральной налоговой проверки страховых взносов

Камеральная проверка расчета по страховым взносам осуществляется налоговыми органами в соответствии со ст. 88 НК РФ. При ее проведении налоговые органы применяют Контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, которые приведены, в частности, в Приложении к Письму ФНС России от 05.03.2022 N БС-4-11/2740@.

Также могут использоваться следующие контрольные соотношения, на которые стоит обратить внимание при заполнении расчета (Информация ФНС России "Как проверить правильность заполнения расчета по страховым взносам"):

• значение среднесписочной численности должно быть меньше либо равно количеству застрахованных лиц с начала расчетного периода. Это соотношение не применяется к организациям, у которых есть обособленные подразделения, выполняющие функции плательщика страховых взносов самостоятельно;

• количество застрахованных лиц за месяц отчетного периода должно быть равно значению суммы строк разд. 4 формы СЗВ-М за аналогичный месяц;

• в расчете по форме 6-НДФЛ сумма дохода, начисленного по трудовым договорам и контрактам (строка 112), а также по договорам ГПХ о выполнении работ и оказании услуг (строка 113), должна быть больше или равна базе для начисления страховых взносов (строка 050 Приложения 1 к разд. 1 расчета). Соотношение применяется к отчетному периоду по организации в целом с учетом обособленных подразделений;

• сумма выплат по застрахованному лицу должна быть не ниже МРОТ. Средняя сумма выплат по плательщику страховых взносов - не ниже средней зарплаты в регионе по соответствующей отрасли экономики за предыдущий год. Несоблюдение этих соотношений может свидетельствовать о занижении базы для страховых взносов и выплате зарплат работникам в конвертах.

Невыполнение указанных контрольных соотношений может свидетельствовать об ошибках и искажениях, допущенных плательщиком взносов.

Представление документов в рамках камеральной проверки

При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).

Указанные суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, приведены в ст. 422 НК РФ, а в ст. 427 НК РФ перечислены льготируемые виды деятельности, по которым могут быть применены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, а также размер таких тарифов.

Таким образом, перечень истребуемых сведений и документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам ограничен показателями соответствующих строк расчета по страховым взносам, где отражаются вышеуказанные данные. Конкретный перечень сведений и документов НК РФ не определен, следовательно, налоговый орган будет формулировать требование в зависимости от конкретной ситуации.

Пояснения плательщика страховых взносов

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Это является не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322).

Вторым случаем запроса пояснений является проведение камеральной налоговой проверки на основе уточненного расчета, в котором уменьшена сумма взносов по сравнению с ранее представленным расчетом. В указанном случае запрашиваются пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей расчета (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Какой-либо отдельной формы для представления пояснений не предусмотрено, они составляются в произвольной форме, к ним целесообразно приложить копии подтверждающих позицию документов.

Срок проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам

По общему правилу камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета, соответственно, сроки ее проведения истекают в соответствующее число третьего месяца проверки (п. 5 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Продление трехмесячного срока камеральной проверки расчета по страховым взносам НК РФ не предусмотрено.

Срок проведения камеральной налоговой проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи расчета (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если день отправки расчета и день его получения налоговым органом не совпадают, то течение срока, установленного для проведения такой налоговой проверки, начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (Письмо Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955).

Налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).

Однако руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Если никакие нарушения не установлены, камеральная налоговая проверка расчета будет считаться завершенной, при этом какого-то отдельного извещения плательщик страховых взносов не получает.

Акт камеральной налоговой проверки

В случае выявления в ходе проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам нарушений законодательства о налогах и сборах, в том числе по неполной уплате страховых взносов, неправомерному использованию льгот или пониженных тарифов, налоговый орган в течение 10 рабочих дней после ее окончания составляет акт налоговой проверки по установленной форме (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

К акту камеральной налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Вручение плательщику страховых взносов (его представителю) акта камеральной налоговой проверки производится в течение 5 дней с даты оформления акта. В случае уклонения от его получения этот факт отражается в акте, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица, при этом он будет считаться полученным на шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

При несогласии с установленными нарушениями плательщик страховых взносов может реализовать свое право на представление возражений (в целом по акту либо отдельным его положениям). Установленный срок для представления таких возражений - один месяц со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Все вопросы »
« Назад
Нужна консультация юриста по спорам с ФСС?
Задать вопрос юристу