Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
+7 (921) 249-00-00 (другие регионы РФ)

Порядок применения бланков строгой отчетности в 2021 году

С 01.07.2019 БСО могут быть изготовлены только с применением ККТ и должны содержать реквизиты, аналогичные кассовому чеку. БСО, изготовленные в соответствии с ранее установленным порядком, могут продолжать выдаваться: с 01.07.2019 - при условии одновременной выдачи кассового чека или БСО, соответствующих Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ; с 01.07.2019 до 01.07.2021 - при условии выполнения работ (оказания услуг) индивидуальными предпринимателями без наемных работников.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО) на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Порядок применения БСО

БСО - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ (абз. 6 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Автоматизированная система для БСО - это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях (абз. 2 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Автоматизированные системы для БСО применяются при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).

Таким образом, БСО приравнивается к кассовому чеку и содержит тот же набор реквизитов, который предусмотрен для кассового чека ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Кроме этого, БСО, равно как и кассовые чеки, могут иметь электронный вид и направляться клиенту на абонентский номер или адрес электронной почты.

После истечения 01.07.2019 срока действия переходных положений, установленных ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, БСО можно сформировать только с помощью ККТ (в том числе с помощью автоматизированной системы для БСО).

По нашему мнению, с вышеуказанной даты фактически прекратило свое действие Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Постановление N 359), поскольку оформление БСО с 01.07.2019 без применения контрольно-кассовой техники более не является условием освобождения от применения последней, как это было указано в Постановлении N 359. Указанное Постановление утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18.06.2020 N 875.

Перечень бланков строгой отчетности

Законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрены три варианта применения БСО:

1) оформление БСО с применением ККТ с указанием в нем дополнительных реквизитов с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты (п. 7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ), как подтвержденных фискальным признаком (например, при использовании тега 1192 "Дополнительный реквизит чека (БСО)" (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@), так и не защищенных фискальным признаком (простая текстовая информация);

2) оформление БСО в соответствии с Постановлением N 359 с одновременной выдачей (направлением) кассового чека.

В данном случае в целях соблюдения требований Закона N 54-ФЗ порядок выдачи, хранения БСО не имеет значения, поскольку обязанность по применению ККТ организация или ИП исполнили путем оформления кассового чека.

Следовательно, организации и ИП вправе продолжать неограниченное количество времени применять в своей деятельности типографские БСО (например, в целях внутреннего учета), однако в целях соблюдения законодательства РФ о применении ККТ такое применение должно сопровождаться выдачей (направлением) кассового чека в момент соответствующего расчета.

Поскольку в указанном случае выдача типографского БСО не оказывает влияния на обязанность применения ККТ, по нашему мнению, такие БСО не являются предметом контроля налоговых органов (в том числе реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок (в том числе электронных билетов, электронных абонементов и электронных экскурсионных путевок) по форме, утв. Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности", до 01.07.2022 в соответствии с п. 4 Приказа Минкультуры России от 29.06.2020 N 702);

3) оформление БСО путем нанесения на утвержденную форму бланка документа QR-кода, сформированного ККТ.

В соответствии с п. 5.8 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Иными словами, если, например, в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению (например, Приказы Минтранса России от 24.06.2014 N 166, Минкультуры России N N 702, 257 (данный Приказ утратил силу с 18.09.2020, однако билеты, абонементы и путевки (в том числе электронные) по форме, утвержденной данным документом, могут быть реализованы до 01.07.2022) и др.), БСО может использоваться с нанесением на него QR-кода, сформированного ККТ.

Таким образом, после 01.07.2019 все изготавливаемые БСО (включая БСО, формируемые на основании приказов федеральных органов исполнительной власти, например в соответствии с Приказом Минтранса России N 166) должны соответствовать Закону N 54-ФЗ, то есть формироваться ККТ (п. п. 2, 5, 5.3 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 13.06.2019 N ЕД-4-20/11437@) и иметь реквизитный состав согласно ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, либо выдаваться одновременно с кассовым чеком, либо в случае, указанном в п. 5.8 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, на старые БСО может наноситься QR-код, сформированный ККТ.

Стоит отметить, что фактически Постановление N 359 прекратило свое действие с 01.07.2019 в связи с тем, что законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники была исключена с указанной даты возможность неприменения ККТ при условии выдачи БСО, предусмотренных Постановлением N 359.

При этом индивидуальные предприниматели, не имеющие работников по трудовым договорам, при выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие работы, услуги до 01.07.2021. В данном случае индивидуальные предприниматели могут по своему желанию в указанный период выдавать БСО, соответствующие требованиям Постановления N 359, так как законодательством о применении контрольно-кассовой техники не установлено требований по выдаче документов в указанном случае (ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ, Письмо Минфина России от 17.02.2020 N 03-01-15/10844, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2020 N Ф01-9344/2020 по делу N А43-28340/2019).

Порядок и срок хранения БСО

Фискальный накопитель обеспечивает некорректируемую запись в своей памяти установленного перечня фискальных данных и энергонезависимое хранение этих фискальных данных в течение установленных сроков (абз. 11 п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).

Пользователи обязаны обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (п. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).

Постановление N 359 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Таким образом, законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники устанавливает обязанность производить запись сведений о расчетах через фискальный накопитель (в том числе в виде кассового чека либо БСО), передачу таких сведений в налоговый орган (в том числе через оператора фискальных данных) и последующее хранение фискального накопителя.

Иных обязанностей, например по хранению кассовых чеков или БСО (в том числе корешков) на бумажном носителе, ведению журнала учета БСО либо правил по их уничтожению по аналогии с документами, подтверждающими расчет в труднодоступных местностях (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15.03.2017 N 296), законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники, по нашему мнению, не устанавливает.

Все вопросы »
« Назад
Нужна консультация по работе с БСО?
Задать вопрос юристу