Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
+7 (921) 249-00-00 (другие регионы РФ)

Как оспорить решение госорганов

Почему нельзя оспаривать акты проверок? Обязан ли заявитель просить о восстановлении пропущенного срока? В каких случаях можно оспорить запись в реестре в порядке главы 24 АПК РФ? Ответы на эти и другие вопросы в нашей статье.

Статья основана на выводах содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Пленум).

Характеристики, которым должно отвечать оспариваемое решение или действие

Пленум установил следующие характеристики решения, которое можно обжаловать по гл. 24 АПК РФ:

- это индивидуальный акт применения права;

- он принят единолично либо коллегиально органами или лицами, наделенными публичными полномочиями;

- акт принят в любой форме (устной, письменной);

- он содержит волеизъявление, которое имеет правовые последствия для граждан или организаций в сфере публичных правоотношений.

Действие - волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может нарушать права, свободы и законные интересы граждан и организаций, создавать препятствия к их осуществлению. В качестве примеров Пленум привел размещение информации в Интернете, действия в рамках организации дорожного движения.

В определенных случаях можно оспорить решения, связанные с ведением ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП

В порядке гл. 24 АПК РФ можно оспорить процедурные решения, связанные с ведением реестров.

Пленум привел несколько примеров:

- в ЕГРН внесли ошибочные сведения о праве на недвижимость или об обременении;

- в ЕГРЮЛ включили сведения об участниках юрлица, не соответствующие данным в документах, которые представили на регистрацию;

- в ЕГРЮЛ внесли запись о ликвидации юрлица как недействующего, несмотря на возражения кредитора;

- регистрирующий орган отказался вносить сведения, хотя заявитель представил все необходимые документы.

Если речь идет об оспаривании прав, которые зафиксированы в реестрах, должен предъявляться иск.

Нельзя оспаривать акты проверок

Акты налоговых, таможенных проверок, акты контрольно-надзорных мероприятий в рамках Закона о госконтроле не подлежат самостоятельному оспариванию. Оспаривать нужно решения, которые будут приняты на основании этих актов.

Эта позиция закрепляет арбитражную практику, сложившуюся в последние годы.

Нельзя оспаривать документы, подтверждающие обстоятельства

В качестве примера таких документов Пленум приводит удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний, иные документы, подтверждающие статус лица или режим имущества.

Оспаривать нужно не сам документ, а решение, которое на основано на зафиксированных в документе обстоятельствах, или решение, которое послужило основанием выдачи документа.

В рамках дела об оспаривании актов, решений или действий могут рассмотреть и имущественные требования

Если за имущественное требование уплачена госпошлина в нужном размере, суд вправе рассмотреть его в том же деле по правилам искового производства.

Пример - ситуация, когда при оспаривании решения налогового органа по результатам проверки заявлено требование о возврате излишне взысканного налога.

Вместе с тем суд вправе выделить имущественное требование в отдельное производство.

Суд обязан самостоятельно проверить, были ли причины пропуска срока уважительными

Пленум указал: суд выясняет причины пропуска срока в предварительном или основном судебном заседании. Уважительность причин суд оценивает независимо от того, заявлялось ли отдельное ходатайство о восстановлении срока.

Уважительной причиной может быть, в частности, обжалование решения в вышестоящем госоргане.

Оспорить решение можно и в том регионе, где возникли его правовые последствия

По общему правилу решение или действия госоргана оспаривают по месту его нахождения, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального ведомства.

Вместе с тем, если полномочия госоргана распространяются на несколько регионов или на всю страну, заявление можно подать в арбитражный суд того региона, где возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемого решения.

Суд может по аналогии восполнить отсутствие необходимой подзаконной базы

Если выявлен пробел, который повлиял на возможность граждан и организаций реализовать свои права и законные интересы, суд применяет аналогию права или закона. Например, так суд может поступить в ситуации, когда не принят подзаконный акт, который должен урегулировать реализацию права.

Не во всех случаях за неисполнение решения суда могут присудить деньги

Если от надлежащего исполнения судебного решения зависит возможность заявителя беспрепятственно осуществлять свои права, суд может присудить денежную сумму на случай его неисполнения.

Примеры обязанностей госорганов, исполнение которых можно обеспечить таким способом:

- подготовка схемы расположения земельного участка;

- подготовка проекта договора (соглашения);

- исправление реестровой ошибки.

Вместе с тем рассматриваемую меру не примут в делах об оспаривании актов, решений и действий налоговых, таможенных, антимонопольных органов, органов государственного и муниципального контроля.

Документ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

Все вопросы »
« Назад
Нужна юридическая помощь по оспариванию решения госоргана?
Задать вопрос юристу