Меню
8 (8182) 49-00-00
Заказать звонок

ОТСРОЧКА ОТ АРМИИ

ОТСРОЧКА ОТ АРМИИ
Берестов В.О.*, обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по городу Саранску (далее также - призывная комиссия) от 12.05.2017 о призыве заявителя на военную службу, о возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения в образовательной организации по программе магистратуры.

Требования заявитель обосновал тем, что не подлежал призыву на военную службу в мае 2017 года, поскольку в октябре 2016 года призывной комиссией ему как обучающемуся по очной форме в высшем учебном заведении предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2018 года, оспариваемое решение незаконно и нарушает право заявителя на получение высшего образования.

21.06.2017, решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, заявление Берестова В.О. удовлетворено частично, признано незаконным и отменено решение призывной комиссии городского округа Саранск от 12.05.2017 о призыве Берестова В.О. на военную службу. В удовлетворении требования об обязании призывной комиссии предоставить истцу отсрочку от призыва на военную службу отказано.

26.09.2017, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Берестова В.О. в полном объеме.

11.01.2018, определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В жалобе поданной в Верховный Суд РФ, Берестов В.О. просил об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия и оставлении в силе решения Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ посчитала, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены нарушения.

Верховный Суд РФ указал на следующее:

В личном деле призывника отмечено, что призывная комиссия предоставляла заявителю отсрочки от призыва на военную службу:

25.05.2012, на основании абзаца второго, подпункта «а», пункта 2, статьи 24, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» как достигшему призывного возраста (18 лет) до окончания обучения в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4» сроком до 30 июня 2012 года;

25.06.2012, как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования на основании подпункта «г», пункта 2, статьи 24, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 01.10.2012;

07.11.2012, на период обучения по очной форме обучения по направлению подготовки «Экономика» на экономическом факультете федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (далее - ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» по программе бакалавриата на основании абзаца седьмого, подпункта «а», пункта 2, статьи 24, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 2016 года;

31.10.2016, на основании абзаца девятого, подпункта «а», пункта 2, статьи 24, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на время обучения в том же университете по программе магистратуры по тому же направлению подготовки до 2018 года.

12.05.2017, призывная комиссия отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по городу Саранску  приняла решение о призыве Берестова В.О. на военную службу.

Считая указанное выше решение призывной комиссии не соответствующим закону, Берестов В.О. обратился в суд с административным исковым заявлением.

Рассматривая административное дело и удовлетворяя требования административного истца в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения призывной комиссии и исходил при этом из принципа равенства граждан.

Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия исходила из того, что отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с положениями подпункта «а», пункта 2, статьи 24, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предоставляется только два раза, административному истцу уже дважды предоставлялась отсрочка от призыва, что исключает возможность предоставления третьей по счету отсрочки в связи с получением высшего образования по программе магистратуры. На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводам о законности решения призывной комиссии о призыве Берестова В.О. на военную службу и об отсутствии нарушений прав административного истца оспариваемым решением.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ такие выводы суда апелляционной инстанции нашла ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы.

При реализации права на получение общего образования дети от шести лет и шести месяцев до восьми лет составляют одну возрастную группу (категорию). В системе действующего правового регулирования реализации гражданами конституционного права на образование допускается возможность обучения в общеобразовательной организации до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования лиц, которые достигли восемнадцатилетнего возраста.

Граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть призваны на военную службу до окончания обучения и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования, если они реализуют право на получение образования данного уровня в пределах установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков. Такой подход предопределен законодательно предусмотренными гарантиями конституционного права на образование и требованиями к регулированию порядка и условий его реализации применительно к среднему общему образованию.

Право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего, но и высшего образования.

Для обеспечения баланса между целью высшего образования, выражающейся также в обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства путем призыва на военную службу предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

Согласно положениям статьи 24, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры (если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата) - в период освоения указанных образовательных программ.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу. Однако эта возможность ограничена числом отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться.

При таком положении граждане, которые относятся к одной и той же категории, а именно реализовавшие право на получение среднего общего образования в соответствии с установленным порядком (то есть с учетом возрастного критерия для поступления в общеобразовательную организацию) оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в общеобразовательной организации одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста, и были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие граждане этого возраста не достигли и потому в такой отсрочке не нуждались.

Конституционный принцип равенства перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории. Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры, притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование, не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности.

Лица, которым предоставлена отсрочка в общеобразовательной организации, в случае получения высшего образования по программам бакалавриата, будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении.

Изложенное свидетельствует о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией РФ, поскольку право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования ставится в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.

Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое решение призывной комиссии о призыве истца на военную службу правомерно, не нарушает право административного истца на получение высшего образования, является ошибочным.

При таком положении у судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия не имелось оснований для отмены решения Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия и признания оспариваемого Берестовым В.О. решения призывной комиссии законным.

Изложенное полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 апреля 2018 года № 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «а», пункта 2, статьи 24, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан» (определение от 24 апреля 2018 года № 864-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Берестова В.О. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта «а», пункта 2, статьи 24, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), в силу которого до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из данного постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым, подпункта «а», пункта 2, статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Верховный Суд РФ, отменил апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия, а решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия оставил в силе.

источник:  Кассационное определение Верховного Суда РФ от 01.08.2018 № 15-КГ18-4 

* - имена и фамилии изменены.


Смотреть все статьи »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу
Похожие статьи: