Меню
8 (8182) 49-00-00 (г. Архангельск и Архангельская обл.)
+7 (921) 249-00-00 (другие регионы РФ)

Как проверять законность отдельных финансовых и хозяйственных операций

Как проверять законность отдельных финансовых и хозяйственных операций
Нужна консультация по сопровождению организации при проверках?
Задайте вопрос юристу

Казначейство утвердило методические рекомендации по проверке законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, связанных с использованием средств федерального бюджета. Хотя документ адресован подразделениям УФК, он может быть интересен и бухгалтерам учреждений.

В рекомендациях изложены примерные вопросы. Основные вопросы, которые нужно изучить в ходе проверки, содержатся в приказе о назначении контрольного мероприятия и программе такого мероприятия.

Проверка планирования финансовых и хозяйственных операций

В ходе проверки контролеры могут изучить документы планирования отдельных операций: бюджетную смету, расчеты и обоснования к ней, планы ФХД, иные документы (в зависимости от правового положения объекта контроля).

Например, при проверке правильности составления, утверждения и ведения бюджетной сметы проверяющие обратят внимание на следующие вопросы:

- обоснована ли потребность в бюджетных средствах, имеются ли расчеты и обоснования;

- соответствует ли бюджетная смета утвержденной (рекомендованной) форме;

- соответствуют ли объемы и направления расходов, отражаемых в бюджетной смете, доведенным ЛБО;

- сформированы ли показатели бюджетной сметы в разрезе кодов классификации расходов с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, а также в разрезе кодов статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ;

- соответствуют ли показатели бюджетной сметы в части направлений, по которым проводятся закупки, объемам их финансового обеспечения, предусмотренным в планах закупок;

- достоверны ли данные бюджетной сметы и прилагаемых к ней обоснований (расчетов);

- соответствуют ли требованиям расчеты (обоснования) показателей;

- приложены ли к бюджетной смете обоснования (расчеты) плановых сметных показателей.

Проверка предоставления и использования бюджетных средств

Основными направлениями проверки являются, в частности:

- предоставление и использование субвенций;

- предоставление средств федеральным казенным, бюджетным и автономным учреждениям и использование их этими учреждениями;

- расходование средств на оплату труда, денежное содержание и иные стимулирующие выплаты;

- использование средств на командировочные расходы;

- ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;

- закупка товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд по ч. 8 и 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Например, при проверке расходования средств на оплату труда, денежное содержание и иные стимулирующие выплаты контролеры изучат следующие вопросы:

- правильность формирования фонда оплаты труда;

- соответствие размера и оснований выплат требованиям законодательства, внутренних (локальных) актов объекта контроля;

- правомерность начисления выплат стимулирующего характера;

- правильность применения надбавочных коэффициентов, компенсаций и иных стимулирующих выплат;

- правильность исчисления денежного содержания федерального госслужащего.

При проверке использования средств на командировочные расходы проанализируют:

- правильность оформления командировок;

- правомерность возмещения командировочных расходов;

- правильность оформления документов для возмещения расходов;

- соответствие размеров возмещения расходов требованиям НПА и ведомственных актов объекта контроля;

- соответствие размеров возмещения расходов по найму жилья;

- соответствие размеров возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно;

- соответствие размеров компенсации за использование личного транспорта для проезда к месту командировки и обратно.

Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности

При проверке будут изучены такие вопросы:

- правильность применения плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

- правильность отражения ФХД на счетах учета;

- своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета фактов хозяйственной деятельности;

- соблюдение порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджета.

В ходе проверки учета и отчетности организаций госсектора контролеры могут проанализировать, соответствуют ли данные регистров бухгалтерского (бюджетного) учета данным, содержащимся в главной книге, журналах учета и отчетности, первичных учетных документах.

Проверяющие также обратят внимание, в частности, на следующее:

- на соблюдение требований законодательства РФ при совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью (операциях с аффилированными лицами);

- соблюдение требований к документам учетной политики;

- соответствие показателей отчетности показателям кассового исполнения федерального бюджета, а также показателям утвержденных и (или) доведенных бюджетных данных, отраженных на лицевых счетах;

- соответствие показателей отчетности показателям бюджетных и денежных обязательств, учтенных территориальным органом казначейства;

- соответствие показателей остатков денег, отраженных в отчетности, показателям, отраженным на счетах;

- соответствие оборотной (оборотно-сальдовой) ведомости, оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета информации, отраженной в главной книге и отчетности.

Кроме того, проверяющие могут проанализировать бухгалтерскую (бюджетную) отчетность на предмет ее полноты и своевременности представления.

В приложении N 2 приведен примерный перечень вопросов проверки бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Документ: Методические рекомендации по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций

Смотреть все статьи »
« Назад
нужна консультация по данному вопросу?
Задайте Ваш вопрос юристу
Похожие статьи:
Перейти в портал